Печать
12
Сен

Опыт приватизации в Исламской Республике Иран

. Размещено в Приватизация

Приватизация государственных компаний и их передача в частный сектор в Исламской Республике Иран сразу после революции началась практически с 1989 года, и самая большая ответственность приватизаций до 1994 года была возложена на биржевой рынок. На основании отчета Организации Тегеранской биржи ценных бумаг, количество компаний, принятых на Тегеранскую биржу с октября 1989 года по середину марта 1993 года включительно, возросло с 55 до 153 компаний. В течение этого же времени на Тегеранской бирже были проведены операции с акциями в количестве 129,6 млн, которые в общем составляли сумму 906,2 млрд риалов. Стоит отметить и то, что значительное количество государственных компаний или компаний и объединений с преобладающим государственным участием еще не представили свои акции на бирже, не были в нее приняты или не были переданы в частный сектор другими путями передачи; например, Организация по распространению и восстановлению промышленности Ирана до конца первого квартала 1993 года держала под своим контролем всего 124 компании, из которых 85 компаний были производственными, а 39 – обслуживающими, инженерными и исследовательскими.

Этой организации удалось до конца первого квартала 1993 года пригласить на биржу только 12 компаний и передать народу их акции. Также эта организация смогла до конца первого квартала 1993 года посредством прямых переговоров и аукциона продать 2450850 акций стоимостью 38155 млн риалов. В течение этого же года с помощью прямых переговоров и аукциона были проданы акции трех компаний и произведен обмен акций девяти компаний . Также большинство учреждений, в частности Организация нуждающихся и пострадавших на войне, Организация помощи семьям погибших на войне, Организация 15 хордада и т. д., а также промышленные и торговые министерства контролируют многочисленные производственные, финансовые, обслуживающие и другие компании и предприятия, которые еще не переданы в частный сектор.

Хотя передача государственных компаний и объединений с преобладающим государственным участием в частный сектор в Исламской Республике Иран происходит на начальных стадиях, однако заслуживает внимания возобновление деятельности биржи и ее доля в валовом национальном продукте и формировании национального капитала. Согласно отчету Организации Тегеранской биржи ценных бумаг, доля биржи в валовом национальном продукте увеличилась с 0,48% до 1,22%, а доля предложения акций государственных компаний в создании национального капитала возросла с 0,15% до 5,4%.

В общем, покупателей акций на биржевом рынке можно подразделить на три группы: частный сектор, общий сектор и банковскую сферу. В 1989 и 1990 годах частный сектор охватил 100% предложений на биржевом рынке и скупил все представленные акции. Однако в 1991 и 1992 годы это соотношение стало изменяться, и общий и банковский сектора также получили в распоряжение акции на биржевом рынке. В указанные годы частный, банковский и общий сектора формировали соответственно 79,3% и 68,2%, 9% и 14,7%, 11,7% и 7,1% покупателей акций биржевого рынка.

Снижение доверия народа к биржевому рынку и продажа акций частного сектора на биржевом рынке с одной стороны, а также колебание цен на акции (следует заметить, что цены на большинство акций в 1989 и 1990 годах подвергались значительному искусственному повышению, но способ снижения цен на биржевом рынке после 1991 года вызвал беспокойство акционеров). И большая доля акций, купленных на биржевом рынке посредством народа, делало неизбежным участие общего сектора и банковской сферы. Среди сотен государственных компаний и объединений с преобладающим государственным участием на протяжении 1989 – 1990 годов только 19 компаний полностью стали частными, а остальные компании все еще находятся под контролем общего сектора. К этим компаниям относятся:

  1. «Сарма Афарин»,
  2. «Нефть Парса»,
  3. Упаковочная промышленность Ирана,
  4. «Картон Ирана»,
  5. Компания по производству шерсти «Иран Берк»,
  6. «Бархат и шелк Кашана»,
  7. Компания «Каф»,
  8. «Лезвие Ирана»,
  9. «Джамдару»,
  10. «Кимидару»,
  11. Компания «Разок»,
  12. Компания «Абурейхан»,
  13. Компания тормозных лент Ирана,
  14. Компания «Джабер-ебне-Хайан»,
  15. Промышленное предприятие «Бехшахр»,
  16. Компания «Парс Электрик»,

во всех вышеупомянутых компаниях преобладало участие Организации национальной промышленности

  1. «Сахар Лорестана»,
  2. Компания «Персит»,
  3. Компания «Чин Чин»,

в которых преобладала доля Банка промышленности и шахт и которые стали полностью частными.

До марта 1994 года на Тегеранской бирже зарегистрировались около 160 компаний, из которых 130 компаний с целью передачи акций в частный сектор были отображены на табло биржи. Отчет биржевого рынка за десять месяцев 1993 года говорит о том, что произошла купля-продажа более 70 млн акций стоимостью 364 млрд риалов, из которых акций частного сектора было 60%, а остальные аукционы в это время были осуществлены посредством исключительно двух банков – Национального и Банка промышленности и шахт.

Если мы сравним долю частного сектора в 1991 и 1992 годах и уровень акций, выставленных на аукцион в эти годы, с 1989 и 1990 годами, то обнаружим сокращение доли и уровня акций частного сектора, принимающих участие в аукционе. Отсутствие правильного управления на биржевом рынке вдобавок к правовым и законодательным трудностям (в частности, относительно регистрации компаний и т. д.) ослабило мотивацию участия в бирже владельцев малого капитала, преобладающее большинство которых составляет народ, поскольку их финансовая безопасность на таком рынке не гарантировалась.

Таким образом, в современных условиях страны использование аукционов, переговоров и поощрения владельцев крупного капитала к покупке государственных компаний и объединений с преобладающим государственным участием можно считать причиной проблемы замедления процесса приватизации в стране. Решение правовых и законодательных трудностей, ознакомление народа с культурой приватизации, эффективное управление приватизацией, применение согласованной политики взвешенного урегулирования экономики, а также в целом финансовые мероприятия, упрощения и т. д. сыграют значительную роль в улучшении качества проведения приватизации в стране. 

Последствия приватизации в экономике

Некоторые последствия приватизации в экономике с учетом опыта тех стран, которые довели приватизацию до этапа выполнения, можно описать так:

  1. гарантийные ссуды государства компаниям сокращаются, и государство посредством снижения затрат может создать значительное улучшение в дефиците бюджета;
  2. в секторах экономики, которые пользуются особыми преимуществами, произойдет ускоренный рост;
  3. иностранные инвесторы будут заинтересованы во вложении своего капитала в страну, и таким образом будет упрощен процесс его ввоза в страну;
  4. будут заложены основы расширения внутреннего рынка, а также станет осуществимой возможность увеличения объемов экспорта;
  5. станет доступной возможность применения новейших технологий в процессе производства;
  6. по причине приведения в действие производственных объединений и активизации участия народа в экономической деятельности в экономике бюджета появятся новые профессии;
  7. «власть капитала» будет больше расширяться и станет «народным» капиталом;
  8. обслуживание клиентов достигнет более высокого уровня качества, и они будут удовлетворены;
  9. оптовая и разнообразная продукция поступит в руки потребителей, и откроются широкие возможности выбора;
  10. и, в итоге, человеческие и материальные ресурсы будут использоваться более эффективно, и эффективное развитие посредством коэффициента расширения придаст ускорение всей экономике.

 Выводы, которые можно сделать на основании этого раздела, кратко изложены ниже:

  1. Сегодня для большинства развивающихся стран стало очевидным, что роль государства в экономике должна уменьшиться с помощью приватизации и проведения других реформ. В вопросе приватизации существует всеобщее мнение, что общий сектор должен воздерживаться от производства товаров общего употребления и предоставления услуг. Кроме того, эти страны согласны с тем, что для предназначения товаров и услуг должны опираться на рыночную систему и исключить прямое вмешательство государства в рыночную сферу.
  2. Хотя все сходятся во мнении, что государственный сектор должен быть сокращен, а государственные компании переданы в частный сектор, однако по многочисленным причинам, в частности: отсутствия универсальных законов, незаинтересованности частного сектора в сотрудничестве, запутанной бюрократии, замедляющей процесс приватизации, отсутствия роста рынка капитала, многих недостатков в управлении биржевым рынком и т. д., приватизация в развивающихся странах заметно не возросла, и значительная часть экономических организаций этих стран все еще управляется государством. По причине отсутствия роста рынка капитала и разных финансовых рынков в развивающихся странах биржевой рынок играет чрезвычайно важную роль и будто все обязанности рынка капитала возложены на биржевой рынок.
  3. Несмотря на то, что одной из главных целей приватизации является эффективное развитие экономики, необходимо иметь в виду, что «приватизация» не может решить все проблемы страны, и если приватиация не будет происходить одновременно с политикой структурного урегулирования, возможно, не станет причиной положительных результатов и эффективного развития. Нежелательный опыт многих развивающихся стран в проведении приватизации и вялость этого процесса в других странах подтверждает истинность вышеупомянутых положений.

Dr. Alireza Rahimibrougerdi Macroeconomic policies and structural reforms. Перевод с персидского.

http://www.iraninvestment.org/
Iranian Privatization Organization

Похожие статьи

На сайте

Сейчас 27 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Путешествие в Иран

Иран - Ваш бизнес партнёр

Исламская банковская и страховая система в Иране

Экономика Ирана в 4-х томах

Украина - Иран: познание и доверие - путь к партёрству

 

book iran3

Сайты - партнёры

Связаться с нами

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.