Печать
11
Сен

Анализ опыта Ирана в сфере привлечения иностранных капиталовложений

. Размещено в Инвестиционный климат

Вступление

С целью ознакомления с динамикой иностранных капиталовложений в Иран, для начала, анализируются два временных периода (этого процесса) – до и после Исламской Революции. Также, период до Исламской Революции можно обобщить тремя вехами, - в данном случае рассматривается динамика иностранных капиталовложений в период неравноправных договоров, период после утверждения Закона о торговле и регистрации компаний, период после утверждения Закона о привлечении и защите иностранного капитала.

Динамика капиталовложений в период после Исламской Революции также рассматривается через призму трех временных периодов. В последующей части рассмотрены законы и правила, действующие в сфере иностранных капиталовложений, а также определены существующие законодательные препятствия.

Динамика иностранных капиталовложений в Иран

С историко-аналитической точки зрения, динамику иностранных капиталовложений в Иран можно классифицировать в рамках двух отдельных, конкретных периодов – до и после Исламской Революции. По причине наличия глубинных политических преобразований, приток иностранного капитала в страну в каждом из периодов имеет свои отличительные черты.

Иностранные капиталовложения в Иран до Исламской Революции

Процесс притока иностранного капитала в Иран до Исламской Революции можно разделить на три периода:

  • период неравноправных договоров, который, большей частью, охватывает период  правление Каджарской династии и предоставления исключительных прав и льгот иностранным гражданам и правительствам;
  • период после утверждения Закона о торговле и регистрации компаний (1932 - 1956);
  • период после утверждения Закона о привлечении и защите иностранного капитала в 1956 году.

Период неравноправных договоров

Первый инвестиционный договор иностранной компании в Иране был заключен во времена существования слабого государственного аппарата и давления империалистических стран в 1298 году по иранскому лунному календарю, - (отсюда и далее и.л.к.) -  (1872 год по христианскому летоисчислению) между Ираном и английским бароном Джулиусом Ройтером (Julius Reuter). Этот договор был упразднен известной фетвой (запретом) Мирзы Ширази. Несмотря на это, через 16 лет шахским банком этому же лицу были предоставлены исключительные права сроком на 50 лет. Более того, привилегии на промысел рыбной продукции в Каспийском море, полученные в 1293 году по и. л.к. (1876) Мирзой Хасан-ханом Сепахсаларом от Насреддин-шаха, были полностью переданы одному русскому купцу, а после ряда событий и международных конфликтов в 1306 году по и.л.к. (1880), наконец-то, между Российской Империей и Ираном по этому поводу был подписан договор.

инвестирование Иран

С возникновением сильного финансового кризиса в 1327 году по и.л.к. (1901) самые широкие привилегии в сфере добычи нефти на 60 лет были предоставлены Вильяму Наксдарси. В 1932 году этот договор, с его неоднозначными для Ирана последствиями, был аннулирован. Но,  несколько месяцев спустя, с британской государственной компанией был заключен другой договор на 60 лет.

В целом, указанные выше и некоторые другие, навязанные (Ирану) империалистическими государствами инвестиционные договора в сфере стратегических природных ресурсов страны были полностью неравноправными и эксплуатационными. Направленные на разграбление национальных богатств, они сопровождались всеобщим народным недовольством действиями иностранных инвесторов и стали причиной возникновения среди народа недоброжелательного общественного мнения относительного иностранных капиталовложений.

По поводу механизма действия такого рода иностранных капиталовложений необходимо сказать, что инвестиции, несколько примеров которых приведено выше, не принесли никакой экономической пользы для народа и страны. Иностранный инвестор (в большинстве случае могущественные государства), используя слабые места отсталой управленческой системы, приспособленчество и страсть к наживе султанов и их приспешников, прибегая к военной мощи и другим необходимым средствам, присваивали все доходы от инвестиций, будь-то определенные возможности или общественная собственность.

Большая часть иностранных инвестиций в этот период выливалась в получение Великобританией и Россией исключительных, монопольных прав и привилегий. В частности, с расширением товарооборота, интенсифицировалась деятельность этих государств по созданию банков – Шахский банк (Великобритания) и Кредитный банк Ирана (Россия).

Период с 1932 по 1956 гг. (от утверждения Закона о торговле и регистрации компаний до принятия Закона о привлечении и защите иностранного капитала)

Одновременно с утверждением Закона о торговле и регистрации компаний (1932) начался качественно новый этап притока иностранного капитала, по своей сути, этап частного иностранного инвестирования, который продолжается и на сегодняшний день, не претерпев существенных законодательных изменений. Первым такого рода инвестором была компания «Фулерланд Компани Лампете», зарегистрированная в Статистическом бюллетене регистрации компаний без указания даты регистрации и объема капиталовложений, и прекратившая свою деятельность 20 бахмана 1356 года по иранскому солнечному календарю. Вслед за ней, 16 шахривара 1310 года по иранскому солнечному календарю регистрацию прошла компания «Иранска Компанит Актив» с капиталом в 500 шведских крон, занимавшаяся коммерческой деятельностью.

инвестирование Иранинвестирование Иран

Поскольку иранский Закон о торговле никоим образом не определяет разницу между иранскими и зарубежными акционерами, иностранные компании могли работать, как и другие отечественные предприятия или компании со смешанным капиталом, и это обстоятельство создало дополнительный стимул для иностранных инвесторов вкладывать деньги в Иран.

В это время большинство зарегистрированных в Иране иностранных компаний имели российское или английское происхождение. С этого периода начались капиталовложения в малые отрасли промышленности. В частности, российские компании в это время были задействованы в производстве алкоголя, очистке хлопка, производстве сахара и спичек, а британские компании сконцентрировались на нефтяной промышленности и ковроткачестве.

Этот период отличается от других периодов учреждением иранских компаний со стопроцентным иностранным капиталом (под видом дочерних компаний или независимых капиталовложений), а также созданием филиалов и иностранных представительств для проведения торговой, производственной, промышленной или финансовой деятельности.

С национализацией нефтяной промышленности и, по сути, национализацией иностранного государственного капитала в Иране, увеличением удельной массы валютного оборота страны иностранные частные инвесторы, несомненно, заметили увеличивающуюся валютную выручку Ирана от нефти и рынка нефтепродуктов. Но страх перед национализацией привел к тому, что с 1952 по 1954 гг. не было зарегистрировано случаев частного иностранного инвестирования в рамках деятельности иранских компаний. Все же, после денационализации частного капитала с последующим принятием Закона о привлечении и защите иностранного капитала, в Иране увеличилось количество регистраций компаний с частными инвесторами и акционерами из-за рубежа. В 1954 и 1956 годах прошли регистрацию, соответственно, 10 и 31 иранская компания с иностранными частными акционерами.

инвестирование Иранинвестирование Иран

После переворота 28 мордада 1332 года по иранскому солнечному календарю (1954) и не конституционности режима Пехлеви с народной точки зрения, скептицизм по отношению к политике, проводимой для привлечения иностранного капитала усилился настолько, что такие шаги рассматривались как заколот, ограбление и эксплуатация. Именно поэтому, для укрепления доверия среди иностранных инвесторов в 1956 году был принят Закон о привлечении и защите иностранного капитала, который открыл в Иране новую эпоху иностранного инвестирования.

инвестирование Иранинвестирование Иран

Период с 1957 по 1979 гг. (от принятия Закона о привлечении и защите иностранного капитала до победы Исламской Революции)

Закон о привлечении и защите иностранного капитала, утвержденный в 1956 г. и его Исполнительный устав, утвержденный в 1957 г., стал отправной точкой в истории частного иностранного инвестирования Ирана. Таким путем государство обеспечило договорной характер, защиту и определенные привилегии иностранному частному капиталу. При этом, положения указанного Закона имели более факультативный, нежели обязывающий характер, в том смысле, что частные акционеры из-за рубежа могли подавать заявки о получении законного разрешения на деятельность и государство, в случае признания целесообразности капиталовложения, приводило его под действие данного Закона. В противном случае, иностранный частный инвестор мог производить капиталовложения в рамках действия Закона о торговле и регистрации компаний в Иране. Очевидно, что в таком случае защита  капиталовложений частного иностранного инвестора осуществлялась только в рамках означенного Закона о торговле, а также других относящихся к нему законодательных актов и правил.

Принятие вышеуказанного Закона фактически означало, что государство одобрило приток частного иностранного капитала в страну. В результате, в Иране, как и во многих других странах в этот период, сформировались традиции частного иностранного инвестирования. Параллельно с повышением уровня жизни и ростом экономических потребностей страны, значительно увеличились валютные доходы, укрепились связи внутреннего рынка с рынком международным, повысился уровень товарооборота. Таким образом, в конце этого периода дело настолько продвинулось, что иранское правительство начало задумываться о собственных государственных инвестициях за рубежом и фактически сделало относительно значительные инвестиции за рубеж.

Наряду с основными причинами принятия Закона о привлечении и защите иностранного капитала – облегчение и упрощение инвестирования, предоставление достаточных гарантий и полной защиты иностранного капитала – было и проведение политики, направленной на нивелирование опасений и сильных предубеждений иностранных инвесторов после национализации нефтяной промышленности и отчуждения собственности западных стран в Иране. В общем, целью этого Закона было установление контроля над иностранной инвестиционной деятельностью, благодаря чему государством гарантировался возврат инвестиции и прибыли от иностранного капиталовложения. Разнообразие каналов притока иностранного капитала не способствовало установлению полного государственного контроля в сфере иностранного инвестирования и обуславливало отсутствие необходимой информации о характере деятельности и объемах капитала. В этой связи, принятие упомянутого Закона и начертание законных каналов поступления иностранного капитала определило конкретные цели, как минимум, для части таких инвестиций. Но указанный Закон, несмотря на свои положительные стороны, по причине наличия противоречий и слабых мест, не смог надлежащим образом обеспечить достижения намеченных целей.

Рассмотрение опубликованной статистики об уровне зарубежных капиталовложений на протяжении данного периода (1957 - 1979) свидетельствует о том, что в это время, с целью передачи технологий, было сделано в общей сложности 276 инвестиций. Более 30% этих капиталовложений приходится на 1975-1978 гг., то есть после первого увеличения цены на нефть, а 65,9% инвестиций – на период с 1971 по 1978 годы.

По объему инвестиционного портфеля, в 34% случаев речь шла о суммах, менее 1 млн.долларов и только в 7% случаев объем капиталовложения составил более 100 млн.долларов.

Также, большая часть сделанных на протяжении 1963 – 1970 годов зарубежных капиталовложений сконцентрированы в нефтяной промышленности, в то время как инвестиции 1971 – 1978 годов большей частью приходятся на не нефтяной сектор. Среди них можно указать на инвестиции в промышленное машиностроение, производство средств передвижения и инструментов.

С точки зрения стимула и цели прямого иностранного капиталовложения, то в период с 1967 по 1978 годы, в 28% случаев, инвестиция предполагала передачу техническо-производственных знаний. Другие цели и стимулы использования иностранного капитала в указанный период сводились к созданию инфраструктуры, преодолению технических трудностей и привлечению в страну квалифицированного технического персонала.

Начиная с 1965 года, одновременно с преодолением экономического кризиса, интенсификацией процесса капиталовложений и промышленного роста в рамках реализации целей, определенных Третьей (1963 - 1968) и Четвертой (1969 - 1973) программами благоустройства страны, постепенно наблюдалось значительное оживление промышленной деятельности многонациональных компаний. В 1975 году в промышленной сфере Ирана работало, в общей сложности, 162 многонациональные компании. Наибольшее количество компаний (37) было занято в сфере машиностроения и производства электрооборудования. Химико-фармацевтическая отрасль и транспорт заняли по этому показателю, соответственно, второе и третье места. Иными словами, на втором этапе притока иностранного капитала в страну, деятельность многонациональных компаний была преимущественно сконцентрирована на небольшом количестве промышленных отраслей с относительно высокой рентабельностью и удельным весом технических знаний. Конечно, эта особенность соответствовала количественной динамике занятости таких компаний в развивающихся странах. Рассмотрение статистических показателей уровня иностранных капиталовложений в иранскую экономику через Закон о привлечении и защите иностранного капитала с 1957 по 1979 годы свидетельствует о том, что наиболее низкий показатель был зафиксирован в 1958 году (3,1 млн. иранских риалов), а самый высокий – в 1979 году (6235,7 млн. иранских риалов).

Как видно из графика, уровень капиталовложений, зарегистрированных согласно Закону о привлечении и защите иностранного капитала, на протяжении означенного периода испытывал значительные колебания и, преимущественно, показывал тенденцию к росту, благодаря повышению цен на сырую нефть с 1975 года и началу периода процветания экономики. В рассматриваемый период, такие страны как Франция, Германия, Великобритания, США и Япония были наибольшими зарубежными инвесторами Ирана. Заслуживающим внимания в данный период представляется вхождение Японии в число иранских иностранных инвесторов в конце пятидесятых годов и ее превращение на одного из наибольших инвесторов в последующие годы.

В рамках Пятой программы благоустройства страны (1974 - 1978) 50% от общей суммы привлеченного в страну иностранного капитала имело японское происхождение. Таким образом, костяк промышленности страны в этот период сформировался в условиях сильной зависимости от экономик США, Японии и нескольких европейских стран.

Анализ распределения иностранных инвестиций в Иране (по виду деятельности) в 1978 и 1979 годах (самый высокий уровень иностранных капиталовложений в страну приходится именно на эти годы) выявляет сильную концентрацию капитала в нефтехимической отрасли. На протяжении вышеуказанных лет, соответственно, 35,7% и 44,9% всего объема привлеченного зарубежного капитала приходилось именно на эту отрасль. Основную и главнейшую причину этого обстоятельства можно усмотреть в предоставлении Ираном относительных привилегий для инвестирования своей нефтехимической отрасли.

Очевидно то, что условия этого временного периода, как с точки зрения политической ситуации,  так и по уровню вложенных в экономику страны доходов от экспорта нефти, являются уникальными, но особенности этого периода относительно привлечения иностранного капитала нельзя распространить и на настоящее время.

инвестирование Иран

Иностранные капиталовложения в Иран в период после Исламской Революции

инвестирование Иран

Процесс притока зарубежных инвестиций в Иран в период после Исламской Революции можно разделить на три отдельных периода:

  • период упадка иностранного инвестирования страны (1980 -1990);
  • период возобновления притока иностранного капитала в страну (1990 – 1994,  Первая программа развития);
  • период (относительного) возобновления процветания иностранного инвестирования страны (с 1994 года и далее, Вторая программа развития).

Период упадка иностранного инвестирования страны (1980 -1990)

инвестирование Иранинвестирование Иран

инвестирование Иран

С возникновением Исламской Революции и утверждением мировоззренческих основ противостояния эксплуатационной политике, приток иностранного капитала в страну начал уменьшаться и в одно время полностью прекратился. В большинстве случаев, заключенные ранее инвестиционные договора были аннулированы и основной инвестиционный капитал возвратился в страны его происхождения.

Источник: Организация инвестирования и техническо-экономического содействия Ирана

Соединенными Штатами и их союзниками были заморожены миллиардные активы Ирана, но, в то же время, выставлены претензии о возмещении их собственных убытков от национализации в Иране и введены экономические санкции против страны. С оттоком движимого капитала и выездом иностранных специалистов из страны основательный ущерб был нанесен иранской экономике, поскольку созданные промышленные мощности были сильно зависимы от сырьевых источников, технологий и даже запчастей для установленного машинного оборудования. А существующая промышленность была большей частью направлена на производство потребительской продукции, монтаж конструкций. Более того, с установлением режима экономических санкций была перекрыта возможность использования краткосрочных финансовых займов и, таким образом,  Исламская Республика со всех сторон была подвержена давлению.

инвестирование Иранинвестирование Иран

инвестирование Иранинвестирование Иран

Среди основных причин уменьшения объемов прямого иностранного инвестирования в период после Исламской Революции необходимо указать на  политическую нестабильность первых лет революции и сопутствующие ей внутригосударственные волнения, войну и вывод капитала, что представляло Иран  опасной страной для капиталовложений с точки зрения иностранных инвесторов, неопределенность границ собственности в частном секторе, действующие ограничения и законы о выводе валюты из страны, ограниченное торговое законодательство, отсутствие прозрачной политики и четко спланированной программы привлечения иностранного капитала, отсутствие правовых гарантий и противоречащие толкования статей Конституции 1980 года, а вместе с тем и наличие некоторых политико-правовых препятствий для деятельности иностранных инвесторов в Иране. Таким образом, уровень привлеченных инвестиций, который в 1979 году составлял около 623 млн.долларов (таблица 5 - 1), внезапно опустился до 432 млн. риалов в 1980 году, а в последующие годы постепенно приблизился к нулю. И это в то время, когда на протяжении означенного периода из страны в валюте было вывезено около 13.3 млрд. риалов (таблица 5 - 2), а иски иностранных компаний о возврате своих капиталовложений в Иран все еще рассматриваются в международных судах.

инвестирование ИранМировая статистика показывает, что присутствие иностранного капитала в Иране снилось с 1100 млн. долларов до 925 млн.долларов в 1985 году, и в конечном итоге достигло показателя 184 млн. долларов в 1990 году. Для примера, уровень присутствия иностранного капитала в такой развивающейся стране как Иордания увеличился из 155 млн.долларов в 1980 году до 600 млн. долларов в 1990 году.

В целом, на протяжении рассматриваемого временного промежутка, большие инвесторы с каждым днем наблюдали все более сворачивающиеся возможности своей экономической деятельности в Иране, принимая во внимание отток из страны активов зарубежных и отечественных инвесторов, а также создание широкой государственной монополии в промышленно-финансовой сфере.  Более того, создание общественной атмосферы не восприятия частной собственности как потенциальная угроза существованию прав на собственность и свободной экономики, в значительной мере повысило инвестиционные риски в Иране.

Динамика привлечения иностранного капитала в этот период свидетельствует о том, что зарубежные и отечественные инвесторы почти полностью отказались от своих убеждений производить инвестиции в Иране. Таким образом, экономика страны столкнулась с отсутствием поступлений иностранных инвестиций, а также оттоком за рубеж как внутреннего, так и зарубежного капитала. В период с 1981 по 1989 гг., кроме 1982 года, в иранскую экономику не было привлечено никаких иностранных инвестиций. Можно сказать, что этот период стал наихудшим для экономики Ирана временем с точки зрения привлечения иностранного капитала.

Период возобновления притока иностранного капитала в страну (1990 – 1994)

С окончанием навязанной (ирано-иракской) войны (1980-1988) и началом восстановления страны явно и остро ощущалась потребность в иностранном инвестировании и кредитовании. Поэтому с целью обеспечения валютных потребностей государственного аппарата и реализации проектов благоустройства страны, на основании положения 29 Закона о Первой программе развития, правительству было позволено истратить (до завершения Первой программы - 1994) валютные ресурсы в объеме 7,5 млрд. долларов с имеющихся зарубежных обязательств и 10 млрд. долларов от взаимных торговых операций. Кроме того, согласно положению 19 Закона о Первой программе развития, тремя свободными экономическими зонами стали острова Кешм и Киш, а также область Суфиян. Но в связи с наличием ряда юридических проблем, не использованием внутренних возможностей и негативной антииранской пропагандой на международной арене, большая часть правительственных ожиданий относительно привлечения  иностранного капитала во время Первой программы концентрировалась вокруг краткосрочных кредитов и обязательств. Хотя в Законе о Первой программе развития в части стратегических направлении деятельности указано на необходимость привлечения в страну капитала иранских граждан, проживающих за рубежом, нигде в указанной программе нет упоминания о иностранном инвестировании. В документе содержались только цифры относительно потенциальных  финансовых кредитов и взаимных займов (с государственной гарантией), касающиеся торгово-коммерческой деятельности, а не иностранных капиталовложений. Но даже возможность их привлечения не была очерчена.

В общем, в последующие за победой Исламской Революцией годы, в стране произошли основательные преобразования в системе кредитного регулирования и инвестирования. Политическая напряженность и прения в международных отношениях, ухудшение отношений с большими, мировыми финансово-кредитными организациями, такими как Мировой банк и Международный валютный фонд, привели к тому, что недавно созданная Исламская Республика не могла получать доход от финансовых механизмов, используемых ее в прошлом. В этом смысле, не было ни возможности получения кредита от больших промышленных государств, ни уверенности в том, что большие международные кредитные организации (МБ и МВФ) склонны предоставить Ирану долгосрочные послабления. Замедление динамики капиталовложений в первые послереволюционные годы и сворачивание больших инфраструктурных, промышленных проектов развития наряду с получением сравнительно высоких прибылей от экспорта сырой нефти, в значительной степени снизили потребность страны в долгосрочных кредитах. Но постепенно, со снижением валютной выручки и увеличением затрат на навязанную войну, возникла большая проблема обеспечения источников валютного дохода для импорта потребительских товаров и сырья. Принятый исполнительной властью государства механизм решения этой проблемы состоял в том, чтобы использовать срочные кредиты «юзанс». Такое кредитование, которое считается наиболее дорогостоящим, стало вынужденным шагом и навязало стране обширные финансовые расходы. Оно на протяжении длительного времени сделалось тяжелым грузом в структуре иностранного платежного баланса страны.

Как отмечалось, использование полученных из-за рубежа ресурсов предусматривалось положением 29 Программы пятилетнего социально-экономического развития страны после революции (1990-1994). Согласно этому положению, Центробанку Ирана, на протяжении времени действия Программы, было разрешено совершить платежей и/или выдать обязательств из валютной выручки страны на сумму, максимум, 120,732 млрд. долларов. Означенную валюту разрешалось истратить под реализацию проектов министерств нефти, энергетики, почти, телеграфа и телефона, обороны, путей сообщения, сельского хозяйства, шахт, металлов и тяжелой промышленности, а также проектов подведомственных государству компаний и организаций. Пункты «д» и «и» положения 29 были посвящены промышленности и шахтам, - согласно им, правительство, в общей сложности, могло выделить до 17,5 млрд. долларов на производство экспортной продукции и сопутствующие капиталовложения по принципу операций взаимного займа. В пунктах «h» и «з» положения 29 речь шла о сельском хозяйстве и водных ресурсах. В частности, пунктом «h»  предполагалась эмиссия валютных обязательств на сумму до 1,5 млрд. долларов, а пунктом «з» - на сумму до 3 млрд. долларов. Пункт «h» включал реализацию таких проектов как создание семи комплексов посева тростника и производства тростникового сахара, семи сахарных заводов, очистительного цеха, создание семи комплексов заготовки кормов для скота, мясоперерабатывающего завода, шести заводов по производству бумаги, цех печатания и письменных принадлежностей. Пункт «з» предполагал реализацию проектов строительства плотин «Карун 3» и «Карун 4», «Кархе» и «Гавишан». Пункты «х» и «т» положения 29 относились к нефтяной и нефтехимической промышленности. В соответствии с этими пунктами, с целью обеспечения внутреннего рынка природного газа, его экспорта и эксплуатации газовых месторождений Южного Парса, можно было заключать необходимые договора с иностранными компаниями на сумму, максимум, 3,2 млрд. долларов, на тех условиях, что возврат инвестиций осуществляется за счет доходов от разработки вышеуказанных месторождений. Пункт «т» также разрешает Национальной компании нефтехимической промышленности Ирана эмитировать обязательства на условиях предпродажи продукции на сумму до 2,2 млрд. долларов под реализацию капитальных нефтехимических проектов.

Как упоминалось в предыдущих разделах, после победы Исламской Революции динамика иностранных капиталовложений в Иран выявила тенденцию к настолько сильному снижению, что в некоторые годы страна не только столкнулась с отсутствием поступлений иностранного капитала, но даже и испытала отток зарубежных активов. Заключенные ранее инвестиционные договора часто аннулировались, и основной капитал возвращался в страну происхождения. Как видно из таблиц 5-2 и 5-3, уровень оттока валютного капитала из страны с 1979 по 1993 годы повышался, но в 1994 году начался процесс снижения. Как и было упомянуто в предыдущем разделе, среди основных причин оттока иностранного капитала из страны можно назвать следующие: революционные преобразования, изгнание и лишение собственности иностранных компаний, отсутствие прозрачной политики и упорядоченного планирования относительно иностранного инвестирования, а вместе с тем и наличие некоторых политико-правовых препятствий деятельности иностранных инвесторов.

Таким образом, как показывается в таблице 5-1, после десятилетней паузы в процессе привлечения иностранного капитала, с 1989 года начался его приток в страну. Но поскольку в Первой программе развития приоритетное значение имели другие способы привлечения иностранных ресурсов, а не прямое иностранное инвестирование, то приток иностранного капитала в страну не процветал как в предреволюционные годы. Даже динамика этого процесса в 1990-1994 годах была нисходящей – с 107,9 млн. риалов в 1990 году до 7,7 млн.риалов в 1994 году.

Период возобновления процветания иностранного инвестирования в Иране (с 1994 года и далее)

Возобновление притока иностранных инвестиций после периода длительной пятнадцатилетней приостановки со времени победы Исламской Революции началось практически со второй половины 1994 года. Это преобразование произошло вследствие утверждения закона о Второй программе развития в части, касающейся приема иностранных инвестиций на основании пункта «h» положения 22 указанного закона, и утверждения Закона о регулировании деятельности свободных (экономических) зон и его Исполнительного устава. Завершающий этап утверждения Исполнительного устава (принятие финансово-банковского кодекса и кодекса коммерческих операций) с очень большим перерывом состоялся в 1998 году.

Принятие Закона о регулировании деятельности свободных торгово-промышленных зон, в котором для иностранных граждан, непосредственно и четко, предусмотрены принципы надлежащей правовой защиты, можно считать поворотным пунктов в истории иностранного инвестиционного законодательства Ирана. Ниже вкратце приводятся некоторые важные статьи этого закона:

  • организации и ее дочерним компаниям разрешается заключать необходимые договора с отечественными или иностранными юридическими и физическими лицами, а также участвовать с зарубежными или отечественными инвесторами в совместной реализации инфраструктурных, производственных проектов, соблюдая конституционные принципы.
  • юридические и физические лица, занимающиеся различными видами экономической деятельности в регионе, не будут подлежать налогообложению по любому виду экономической деятельности в свободной экономической зоне сроком на пятнадцать лет с даты начала деятельности согласно разрешительной документации.
  • коммерческие обороты свободных экономических зон с за рубежом являются исключением из Правил регулирования экспортно-импортных операций. Для въезда в экономическую зону через разрешенные пункты пропуска этого региона иностранные граждане не обязуются предварительно получить визу.
  • законные права иностранных инвесторов гарантируются и защищаются. Капитал иностранных инвесторов, в случаях перехода, по закону, в общенациональное достояние или отчуждения прав собственности инвестора, по требованию инвестора подлежат справедливому возмещению убытков через государственные органы и/или через организацию на основании Закона о привлечении и защите инвестиций.
  • иностранные инвесторы могут любым способом участвовать в экономической деятельности региона. Разрешается вывод из региона специальных фондов и капиталов, относящихся к основным инвестициям и прибылям от работы иностранного капитала и валютных средств иранцев, а также сумм от продажи или дальнейших вложений такого рода активов.

Как следует из положений Закона о регулировании деятельности свободных экономических зон, уровень участия иностранного инвестирования обеспечивается в любых отношениях. Инвесторы освобождены от уплаты налога на прибыль и имущество сроком на пятнадцать лет. Отличительной, лучшей особенностью этого закона стала возможность приведения иностранных инвестиций под действие закона о привлечении и защите иностранных капиталов. То есть, зарубежные инвесторы могли в свободных экономических зонах дополнительно воспользоваться привилегиями, предоставляемыми в рамках закона о привлечении и защите иностранного капитала.

Финансово-банковский кодекс деятельности свободных экономических зон, который, как предполагалось, должен был быть утвержден в 1994 году, был принят с опозданием в 1998 году. И, к сожалению, до этого года в эти регионы не поступали сколь либо значительные иностранные капиталовложения. Большая часть капиталов приходили в свободные экономические зоны преимущественно по внутренним каналам.

Также, как отмечалось, для достижения целей развития страны на основании пункта «h» положения 22 Закона о Второй программе развития, иностранные инвесторы, исходя из стратегических постулатов и принципов упомянутого закона, могли приступать к капиталовложениям в различные сектора экономики с участием иранской стороны. Но не было ни одного упоминания о предельном уровне объема иностранных инвестиций в каждом отдельном году реализации программы, поэтому можно предположить, что никаких ограничений относительно годичных объемов инвестиций в указанной программе не существовало, а иностранные инвесторы могли инвестировать в соответствии с существующими в стране законами и правилами.

Здесь весьма важным и необходимым представляется упоминание того момента, что в пункте «в» положения 22 Закона о второй программе развития правительству разрешалось принять меры для получения от иностранных международных финансово-кредитных учреждений безвозмездной или кредитной финансовой помощи, а также для упрощения проведения операций взаимного займа между соответствующими сторонами через банковскую систему страны. Целью таковых действий была реализация инфраструктурных проектов развития и увеличение экспортно-производственного потенциала страны в рамках утвержденных проектов и положений этого закона. Пунктом «м» соответствующим исполнительным органам,  в соответствии с этим законом и соблюдая пункт «дж» и статьи указанного положения, разрешалось привлечь финансовых средств на сумму до 6,5 млрд. долларов с использованием механизмов взаимного займа и на сумму до 3,5 млрд. долларов от финансовых обязательств. Таким образом, речь пошла о безвозмездной или кредитной финансовой помощи, использовании взаимных займов и финансовых (finance) обязательств, что полностью противоречит духу иностранного инвестирования, а два упомянутых пункта нельзя считать такими, что содействуют достижению качественных и количественных целей иностранного инвестирования в стране.

Наряду с Законом о второй программе развития и Законом о регулировании деятельности свободных торгово-промышленных зон, в законах о годичных бюджетах существовали и другие качественные цели для привлечения и защиты иностранного капитала в стране. В этой связи, в положении 29 Закона о бюджете страны на 1996 год упоминается, что договора на реализацию проектов нужно заключать таким образом, чтобы создать для иностранных компаний необходимость передачи технических знаний, технологий, обучения персонала с максимальным использованием существующего инженерно-проектного потенциала, возможностей создания и введения в эксплуатацию машинного оборудования. Кроме того, положение 29 Закона о бюджете страны на 1998 год предположило, что до 1,95 млрд. долларов для реализации нефтехимических проектов, 400 млн. долларов для реализации проектов переработки меди и 500 млн. долларов для валютного обеспечения других упомянутых в этом положении проектов, может быть получено от международных учреждений финансово-кредитной помощи.

Вместе с тем, наиболее конкретный подход к вопросу привлечения иностранного капитала определяется в положении 29 Закона о бюджете страны на 1999 год, выдержки из которого приводятся ниже. На основании пункта «н» положения 29, создание новых компаний посредством государственных организаций в 1999 году запрещается. Банки, кредитные учреждения, страховые компании и государственные организации, которые с целью налаживания производственной деятельности с участием иностранных инвесторов (уровень участия менее 50%) создают компанию, выводятся из-под действия этого пункта (пункта «н»). В подпункте 6 пункта «д» положения 29 говорится о том, что министерство нефти обязано, следуя предложению внутренних потребителей, в 1999 году выдать разрешение на строительство нефтеперерабатывающего комплекса собственными силами или с иностранным участием (не более 49%).

Также, на основании пункта «л» положения 29, правительству разрешено для привлечения иностранного капитала в 1999 году использовать  до 5,4 млрд. долларов  из механизмов взаимного займа и до 900 млн. долларов через заключение договоров среднесрочного финансового обеспечения (finance).

Необходимо упомянуть, что ту часть договоров взаимного займа, которые осуществляются через Центробанк на основании пунктов «а» и «б» положения 22 Закона о второй программе развития или пункта «л» положения 29 Закона о бюджете на 1999 год, не можно считать иностранным капиталовложением, поскольку иностранные инвестиции гарантированно предполагают риски для внутреннего и внешнего инвестора. А в случае предоставления гарантии на основной капитал и прибыль от инвестиции со стороны Центрального банка или каких-либо других механизмов банковских гарантий, вопрос присутствия риска полностью снимается. Но при условии не выдачи гарантийного обязательства все внешние финансовые ресурсы как наличные, так и безналичные в рамках договоров взаимного займа и даже финансовой помощи (finance) без использования банковских гарантийных механизмов, могут предстать в качестве иностранного капитала, подпадающего под действие Закона о привлечении и защите иностранного капитала.

Вместе с этим, в Третьей программе развития страны значительное внимание также уделено вопросу привлечения иностранного капитала. С точки зрения многих экономических экспертов, привлечение внешних ресурсов является наиболее удобным инструментом для упрощения достижения двух главных целей Закона о третьей программе развития – повышение уровня не нефтяного экспорта и создание 750-800 тысяч рабочих мест.

Статьи 85 и 97 Закона о третьей программе развития страны являются теми статьями, которыми особо выделен вопрос внешнего капитала. Банкам промышленности и шахт, сельского хозяйства и развития экспорта Ирана дано разрешение использовать внешние финансовые ресурсы с целью финансирования негосударственных проектов, которые получили техническое, экономическое и финансовое обоснование. Но этой программой не были представлены стратегические направления для практического решения вопроса привлечения таковых ресурсов.

Таким образом, с учетом упомянутых законов можно рассмотреть динамику внешнего инвестирования в означенный временной период. На протяжении 1994 до первой половины 2001 годов многочисленные транснациональные компании из 29 стран европейского и азиатского континентов и других точек мира, в т.ч. Бельгии, Великобритании, Канады, Малайзии и Южной Кореи делали капиталовложения в различные сферы экономики страны. Несмотря на ограниченность объема сделанных инвестиций, их уровень, с учетом нынешнего положения страны, можно назвать приемлемым. Объем иностранных капиталовложений в химическую отрасль в 1994 году составлял 20,3 млн. долларов, а увеличившись на 82,5% в 1995 году достиг 187,8 млн. долларов.

Необходимо пояснить, что статистические данные упомянутой таблицы относятся к иностранным инвестициям (прямым) – foreign direct investment, которые на основании Закона о привлечении и защите иностранного капитала утверждены кабинетом министров, но не к фактически осуществленным инвестициям, которые реально поступили в страну. Те иностранные инвестиционные проекты, в рамках которых, спустя год после даты выдачи утвердительных документов, не предпринято эффективных мер для прихода капитала в страну, а их утвердительные документы исправлены по вышеуказанному закону, исключены из общей статистики. Как было отмечено, упомянутые сведения включили в себя инвестиции, сделанные в рамках Закона о привлечении и защите иностранного капитала. Другие же внешние инвестиции (не прямые), такие как finance со страховым покрытием и государственной гарантией, а также договора взаимного займа через министерство промышленности, в эти сведения не включены.

Большая часть инвестиций в 1995 году были сделаны южнокорейской компанией «DAEWOO». Общий объем капиталовложений этой компании в автомобилестроительную отрасль составил 184,6 млн. долларов. В 1996 году утвержденный уровень активных инвестиций снизился на 31%, достигнув показателя 120,2 млн. долларов. Несмотря на это, количество инвестиционных проектов выросло из трех в 1995 до семи до 1996 году. Конечно в 1996 году показатель утвержденных инвестиций сначала достиг 251 млн. долларов, но, как было подчеркнуто ранее, та часть утвержденных проектов в указанном году, которая не начала реализовываться, была исключена из общей статистики, поэтому считалась неактивной. Количество действующих (активных) инвестиционных проектов в 1997 году достигло тринадцати. Хотя показатель внешних капиталовложений в этом году составил 67 млн. долларов, что соответствует снижению на 44%, но иностранные инвесторы в этот период впервые инвестировали в пищевую и целлюлозно-бумажную промышленность, производство трикотажа и кожгалантерею. Здесь можно отметить производство пищевых продуктов «Сайана», бумаги для офисной техники. Объем иностранного капитала в 1998 году увеличился почти в три раза, достигая показателя в 199 млн. долларов и охватывая 21 различный промышленный проект. Среди важных проектов этого года необходимо указать на проекты производства тонкой измерительной техники, красок, выращивание посевных семян и создание сети мобильной связи при участии немецких, французских, датских и малазийских компаний. 1999 год можно считать годом процветания и создания крупномасштабных проектов иностранного инвестирования. Уровень внешних финансовых вливаний в этом году в сравнении с прошлым годом повысился в 6,5 раз и достиг показателя 1,28 млрд. долларов. Вместе с тем насчитывалось тринадцать утвержденных инвестиционных проектов. Зарубежный капитал в 1999 году работал преимущественно в сфере переработки железной руды и химической отрасли. Достойные внимания проекты этого года представлены производством гальванизированных пластин, режущей проволоки, промышленного кранового оборудования, химических пленок PVC и Bopp.

 

Вследствие внесения поправок и утверждения в последние месяцы 1999 года Закона о горнодобывающей промышленности, в 2000 году представилась возможность присутствия инвесторов и участия иностранного капитала в стагнирующей, но весьма важной отрасли – разведке и добыче полезных ископаемых. Развитие и обеспечение рентабельности этой отрасли может принести стране значительные выгоды и доходы от увеличения экспорта продукции горнодобывающей промышленности, а отсюда и создать условия для выхода страны из существующего нестабильного положения в сфере не нефтяного экспорта. Таким образом, в 2000 году две известные компании – российская «Газпром» и канадская «Заркан»  - начали реализацию трех больших шахтных проектов на общую сумму в 1,01 млрд. долларов с целью разведки, добычи и переработки ископаемых в различных регионах страны.

В 2000 году общий показатель утвержденного иностранного инвестирования достиг 1.09 млрд. долларов. Иностранный капитал работал в рамках 21 различных  промышленных проектов, в таких отраслях как автомобилестроение, отельное хозяйство, производство металлов, не металлов, трикотажа, изделий из кожи, пищевых пленок, а также в горнодобывающей и химической промышленности. И хотя этот показатель свидетельствует о том, что в сравнении с предыдущим годом произошло падении иностранного инвестирования на 14%, количество проектов увеличилось на восемь. Среди заслуживающих упоминание инвестиционных проектов 2000 года можно назвать производство тайванскими, немецкими, турецкими, канадскими и английскими компаниями осветительного оборудования для автомобилей, пластика, создание установок по опреснению воды в свободной экономической зоне Киш.

Данные за первый квартал  1379 года по иранскому солнечному календарю (21.03.2001 – 21.06.2001) отображают тот факт, что объем иностранных инвестиций за этот период в рамках 9 различных промышленных проектов составил 57 млн. долларов. Иностранные инвестиции были привлечены в шесть сфер таких отраслей промышленности как производство электрооборудования, металлов, химических продуктов, медицинского оборудования. Достойные внимания проекты этого трехмесячного периода 2001 года представлены производством дугообразных электропечей, маркированного лабораторного стекла, кондиционеров для автомобилей.

Общий уровень иностранных капиталовложения в 89 различных промышленных проекта, утвержденных за период  с 1994 по 2001 годы, составил около 3 млрд. долларов. Наибольший объем иностранного капитала, среди четырнадцати представленных секторов экономики, с показателем в 1,3 млрд. долларов принадлежит химической промышленности. Разведка и добыча полезных ископаемых с уровнем инвестиций в 1,01 млрд. долларов находятся на втором месте. Металлургическое производство, автомобилестроение и строительство с уровнем привлеченного капитала в 220,5 184,84 и 134,3 млн. долларов, согласно приведенной классификации по секторам экономики, занимают, соответственно, третье, четвертое и пятое места. Очень важный момент, который необходимо упомянуть, - это существенная разница в объеме привлеченных инвестиций между двумя отраслями - химической промышленностью, разведкой и добычей полезных ископаемых и другими секторами экономики, что может быть вызвано инвестиционной привлекательностью этих двух отраслей  и предоставленными им относительным привилегиям со стороны государства, что подтверждается также проведенными исследованиями. Поэтому акценты на систематическом привлечении внутренних и внешних инвестиций для активизации деятельности в этих двух основных отраслях и, как следствие, максимально широкое использование государством получаемых от этого дивидендов, всячески поощряются правительством. Наряду с этим, целлюлозно-бумажная промышленность, производство медицинского оборудования, а также сфера услуг и исследований оказались секторами экономики с меньшей инвестиционной привлекательностью для иностранного капитала, таким образом, что общий показатель иностранных инвестиций во все три упомянутых сектора на протяжении восьмилетнего периода с 1994 года не превысил 6,4 млн. долларов.

На протяжении рассматриваемого периода, капиталовложения сделали 89 компаний из 29 стран мира. Европейский континент с шестнадцатью государствами, азиатский континент с девятью государствами и американский и африканский континент совместно с четырьмя государствами обеспечили, соответственно, 55%, 31% и 41% от общего объема полученных Ираном иностранных инвестиций.

Среди европейских стран, Великобритания, с объемом инвестиционного портфеля в 1,17 млрд. долларов и процентной долей в 71,3% от общего показателя сделанных европейскими странами иностранных инвестиций, занимает первое место. После нее, Германия, с процентной долей в 7,45% считается вторым наибольшим инвестором Ирана из европейского континента. Италия, Бельгия и Люксембург, с процентными долями в 5,7%, 4,8% и 4,7% от общего показателя сделанных инвестиций соответственно, занимают с третьего по пятое места.

Среди азиатских стран, Южная Корея является первым наибольшим инвестором Ирана. Эта страна инвестировала 190 млн. долларов, что составляет 52,5 % от общего объема сделанных азиатским континентом инвестиций. ОАЭ по этому показателю (28,9%) заняли второе место. Малайзия и Турция, с процентными долями в 13,1% и 3% от общего показателя сделанных в Иран азиатских инвестиций соответственно, занимают третье и четвертое места.

Несмотря на то, что в этот период мы были свидетелями роста потока инвестиций, динамика отношения прямых иностранных инвестиций к валовому внутреннему продукту (FDI/GDP) и прямых иностранных инвестиций к валовым вложениям капитала в основные фонды (FDI/GFCF) на протяжении последнего десятилетия свидетельствовала о том, что привлеченные в этот период в страну иностранные прямые инвестиции составили относительно незначительную долю в структуре экономики страны. Указанные отношения только в 1994 году достигли своего наивысшего уровня, оставаясь при этом незначительными, а в другие годы рассматриваемого периода отличались стабильной динамикой. Поэтому надеемся, что с утверждением нового закона о иностранных инвестициях, одобренного Меджлисом с целью снятия существующих юридических преград для привлечения иностранного капитала, а вместе с тем и для создания благоприятной экономической ситуации в стране и предприятия пусть и коротких шагов на пути к конкурентоспособной экономике, мы станем свидетелями удивительного преобразования в сфере привлечения иностранного капитала и усиления его роли в экономической жизни страны.

инвестирование Иран

Внимание: Показатели GFCF и GDP взяты из отчетов Центрального банка (Ирана), а показатели FDI из сайта www.unctad.org. При переводе значений показателей GFCF и GDP из риалов в доллары был использован средневзвешенный курс доллара к риалу – Управление экономических расчетов Центрального банка Ирана.

Взгляд на важнейшие законы и правила, действующие в сфере иностранного инвестирования

Закон о привлечении и защите иностранных инвестиций

Одним из важнейших и основополагающих принципов инвестирования является наличие ряда прозрачных и однозначных законов и правил для защиты капитала и возмещения причиненных убытков. Законы и правила, регулирующие сферу иностранного инвестирования, считаются важным аргументом в процессе принятия иностранными инвесторами решения при поиске инвестиционных проектов. Поэтому необходимо, чтобы правила, регулирующие иностранное инвестирование, (особенно в сфере валютного оборота при выводе основного капитала и полученных от него дивидендов) были составлены и отрегулированы таким образом, чтобы предложить инвесторам надлежащее и привлекательное законодательное поле для их деятельности. И при этом учесть правящие на внутреннем рынке каждой страны условия, международные рынки капитала и существующую конкуренцию при привлечении иностранных инвестиций.

Похожие статьи

На сайте

Сейчас 12 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Путешествие в Иран

Иран - Ваш бизнес партнёр

Исламская банковская и страховая система в Иране

Экономика Ирана в 4-х томах

Украина - Иран: познание и доверие - путь к партёрству

 

book iran3

Сайты - партнёры

Связаться с нами

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.