Печать
13
Сен

Отчёт Центрального банка Ирана за 1386 (2007/2008) год

. Размещено в Макроэкономика

Ежегодный отчет за 1386 (2007/08)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН

(BANK MARKAZI JOMHOURI ISLAMI IRAN)

В 1386г. (2007/08г.) экономика Ирана была уравновешенной и стабильной. Резкое повышение цен и ускорение инфляции были прогнозируемы. Несмотря на повышенную инфляцию, прочие показатели реального сектора экономики, такие как рост ВВП и уровень безработицы, не выявили значительных отклонений от среднесрочных тенденций.

Первостепенное значение для развития иранской экономики имел пересмотр правительством экспансионистской фискальной политики, в результате чего были изменены источники увеличения ликвидности. Вследствие этого сосредоточение инвалютных активов в балансе Центробанка Ирана, являвшееся основным источником прироста ликвидности на протяжении многих лет, было заменено накоплением платежных требований к банкам. Резкое увеличение задолженности перед ЦБИ в отчетном году привело к постепенному ограничению доступа банков к финансовым ресурсам Центрального Банка, а также послужило поводом для выдвижения ЦБИ требований по ужесточению дисциплины в проведении банками кредитных и ссудных операций.

В области налогообложения необходимо отметить решительные шаги правительства, направленные на увеличение объема налоговых и неналоговых поступлений, а также уменьшение зависимости бюджета от нефтяных доходов. Что касается расходной части бюджета, значительные усилия были направлены на сдерживание текущих расходов и улучшение показателей по выполнению запланированных операций по приобретению нефинансовых активов. В то же время, важнейшей задачей правительства являлся контроль текущих расходов и капиталовложений таким образом, чтобы утвержденный уровень государственных расходов оставался неизменным.

Благоприятные изменения на мировом рынке нефти, совместно с увеличением ненефтяного экспорта стали катализатором позитивных тенденций во внешнеэкономическом секторе. Тем не менее, ужесточение санкций против иранских предприятий и организаций, особенно иранских банков, и ограничение их доступа к общепринятым и общедоступным финансовым инструментам, использующимся в международном банковском деле, стало причиной уменьшения зарубежного финансирования и увеличило стоимость импорта. Вслед за этим возникла повышенная зависимость финансирования импорта от внутренних ресурсов. Таким образом, в отчетном году увеличился дефицит капитальных и финансовых счетов, и значительная часть инвалютных поступлений была направлена на финансирование импорта путем денежных переводов.

Часть 1. Экономическое развитие Ирана в 2007/08г.

Введение

В 1386г. (2007/08г.) экономика Ирана была уравновешенной и стабильной. Резкое повышение цен и ускорение инфляции были прогнозируемы. Несмотря на повышенную инфляцию, прочие показатели реального сектора экономики, такие как рост ВВП и уровень безработицы, не выявили значительных отклонений от среднесрочных тенденций.

Первостепенное значение для развития иранской экономики имел пересмотр правительством экспансионистской фискальной политики, в результате чего были изменены источники увеличения ликвидности. Вследствие этого сосредоточение инвалютных активов в балансе Центробанка Ирана, являвшееся основным источником прироста ликвидности на протяжении многих лет, было заменено накоплением платежных требований к банкам. Резкое увеличение задолженности перед ЦБИ в отчетном году привело к постепенному ограничению доступа банков к финансовым ресурсам Центрального Банка, а также послужило поводом для выдвижения ЦБИ требований по ужесточению дисциплины в проведении банками кредитных и ссудных операций.

В области налогообложения необходимо отметить решительные шаги правительства, направленные на увеличение объема налоговых и неналоговых поступлений, а также уменьшение зависимости бюджета от нефтяных доходов. Что касается расходной части бюджета, значительные усилия были направлены на сдерживание текущих расходов и улучшение показателей по выполнению запланированных операций по приобретению нефинансовых активов. В то же время, важнейшей задачей правительства являлся контроль текущих расходов и капиталовложений таким образом, чтобы утвержденный уровень государственных расходов оставался неизменным.

Благоприятные изменения на мировом рынке нефти, совместно с увеличением ненефтяного экспорта стали катализатором позитивных тенденций во внешнеэкономическом секторе. Тем не менее, ужесточение санкций против иранских предприятий и организаций, особенно иранских банков, и ограничение их доступа к общепринятым и общедоступным финансовым инструментам, использующимся в международном банковском деле, стало причиной уменьшения зарубежного финансирования и увеличило стоимость импорта. Вслед за этим возникла повышенная зависимость финансирования импорта от внутренних ресурсов. Таким образом, в отчетном году увеличился дефицит капитальных и финансовых счетов, и значительная часть инвалютных поступлений была направлена на финансирование импорта путем денежных переводов.

Национальный Доход

макроэкономика ИранПо предварительным оценкам, валовой внутренний продукт в текущих ценах вырос с 2.038 трлн. риалов в 2006/07г. до 2.623 трлн. риалов в 2007/08г., что является ростом 28.7% в номинальном выражении и 6.9%  в реальном выражении. Также эта цифра может быть сформулирована как прирост в постоянных ценах 0.7% по сравнению с 2006/07г. При этом ненефтяной ВВП увеличился на 7.6%, что является приростом 1% по сравнению с 2006/07г.

На основании предварительных данных, в 2007/08г. в категориях «сельское хозяйство», «строительство», «транспорт, хранение и связь», и «услуги в социальной, личной, и бытовой сферах» наблюдался наибольший экономический рост. Доля добавленной стоимости (стоимость конечных продуктов) категории «сельское хозяйство» в ВВП составляла 0.9%, категории «нефть» - 0.1%, категории «промышленное производство и горный промысел» - 2.7%, и «услуг» - 3.5%.

По предварительным оценкам, в 2007/08г. личные потребительские расходы выросли на 9.1% в постоянных ценах 1997/98г., в то время как общественное потребление снизилось на 4.3%. Это понижение главным образом объясняется проведением контракционной политики в области общего государственного бюджета. При сравнении роста расходов в 2007/08г. с предыдущим годом, очевидно увеличение личных потребительских расходов и уменьшение общественных расходов.

В 2007/08г. валовое накопление основных фондов в машиностроении и строительстве показало рост 2.1% и 12.8% в постоянных ценах, соответственно. Прирост частных инвестиций стал катализатором роста в сфере строительства. Замедление роста капиталообразования в сфере машиностроения является следствием падения уровня импорта капитального оборудования. Совокупное валовое накопление основных фондов по всем отраслям экономики обозначило 6%-й рост, что является положительной динамикой в сравнении с ростом 3.3% в предыдущем году.

Сельское хозяйство

макроэкономика ИранПо предварительным оценкам, добавленная стоимость аграрного сектора увеличилась на 6.2% в 2007/08г., что выше роста, зафиксированного в предыдущем году (4.7%). В отчетном году было зафиксировано незаурядное увеличение в производстве земледельческой, садоводческой и животноводческой продукции. Главным образом, такое увеличение приписывается обильным и равномерно распределенным дождевым осадкам, а также расширенному предоставлению этой отрасли банковских кредитов и ресурсов госбюджета.

В 2007/08г. суммарный слой осадков составил 458.3 млрд. м. куб. (278.1 мм)(1), что на 12% выше многолетней среднегодовой суммы и на 30% выше уровня, зафиксированного в 2006/07г.

По предварительным данным, опубликованным министерством сельскохозяйственного джихада, совокупное производство земледельческой и садоводческой продукции в 2007/08г. сельскохозяйственном году составило 90 млн. тонн, обозначая рост 3.6% по сравнению с предшествующим годом. Земледельческая продукция составляла 73.5 млн. тонн от этой суммы, а продукция садоводства – 16.5 млн. тонн, что по сравнению с предыдущим годом больше на 3.1% и 6.1% соответственно. Совокупное производство продукции животноводства (без учета меда) составило 11,349 тыс. тонн – на 7% больше чем в предыдущем году.

Производство основных сельскохозяйственных культур, включая пшеницу, ячмень и рис-сырец выросло по сравнению с 2006/07г. на 8.3%, 5% и 28% соответственно. Таким образом, совокупное производство зерновых культур выросло на 11.4% до 25 млн. тонн. Внедрение плана по самообеспечению пшеницей и госзакупка зерна по твердым ценам внесли свой вклад в постоянный рост производства пшеницы за последние годы.

В конце 2007/08г. общий объем непогашенных обязательств  аграрного сектора по займам у банков и кредитных организаций составил 208.6 трлн. риалов. Это на 36.2% больше, чем в конце предыдущего года. Из этой суммы, Bank Keshavarzi (Сельскохозяйственный банк) предоставил 48%, и коммерческие банки - 51.9%.  В течение этого года доля аграрного сектора в общем объеме непогашенных банковских кредитов составила 14.1%.

макроэкономика ИранОбщий объем кредитования от Bank Keshavarzi в конце 2007/08г. составил 55413.5 млрд. риалов, что на 4.7% больше прошлогодних показателей. Из всех кредитов, обслуживаемых этим банком, 80.3% составили средства, не являющиеся частью уставного фонда, а остальную часть – бюджетные облигации, управляемые фонды и контракты. Это на 9.4% и 10.9% выше показателей, зафиксированных в 2006/07г.

По данным государственного казначейства за 2007/08г., приобретение нефинансовых активов (капитальные расходы), направленных на развитие «сельскохозяйственных и природных ресурсов» и «снабжение водными ресурсами» составило 7,600.8 млрд. риалов, что на 35.2% меньше по сравнению с 2006/07г. Вместе с тем, цены госзакупок на разные виды сельскохозяйственных культур выросли до 50%.

К концу 2007/08г. Резервный фонд сельскохозяйственной продукции предоставил страховку 1,725 тысячам лиц, занятым в подотрослях «земледелие и растениеводство», «выращивание скота и домашней птицы», «аквакультура», «выращивание шелкопряда тутового», «природные ресурсы». Это обозначило 3.4% падение по сравнению с предыдущим годом.

В 2007/08г. на Аграрной бирже было продано 273 тыс. тонн аграрной  продукции на сумму 772.6 млрд риалов. Перечень сельскохозяйственной продукции, предложенной на Аграрной бирже, включал в себя следующие продукты: кукуруза, ячмень, соевая мука, сахар, рис, фисташки, изюм, свекловичный жом, фуражная пшеница, и пшеничные отруби.

Энергетика

макроэкономика ИранМировое потребление первичных энергоресурсов в 2007г. выросло на 2.4% и составило 11.1 млрд. тонн нефтяного эквивалента. Из этой суммы, 10.4 млрд. тонн нефтяного эквивалента было потреблено странами, не входящими в ОПЕК, и 0.7 млрд тонн – странами-членами ОПЕК. Наиболее востребованным ресурсом является нефть (35.6%), наименее востребованным – ядерная энергия (5.6%). Потребление первичных энергоресурсов в Иране составило 182.9 млн. тонн нефтяного эквивалента, прирост 1.8%. Нефть и природный газ являются основными видами энергии, используемых в Иране. Другие виды энергии потребляются мало.

Мировая добыча нефти в отчетном году составила 81.5 млн. б/день, что на 0.2% ниже показателя 2006г. Добыча нефти странами-членами ОПЕК снизилась на 1.0% и составила 35.2 млн. б/день, или 43.2% от совокупной мировой добычи. Мировое потребление нефти выросло на 1.2% до 85.2 млн. б/день

Целая  группа факторов, кроме повышения спроса, стала причиной роста цен на нефть в 2007г. Это изменение уровня запасов сырой нефти и бензина в США, снижение курса доллара США по отношению к другим твердым валютам, недостаток нефтеперерабатывающих мощностей, военно-политическая напряженность на Близком Востоке и в Нигерии, и продолжение Ираном разработок в области мирных ядерных технологий. В течение этого года, средняя цена на каждый баррель корзины ОПЕК достигла уровня $65.05, что обозначило прирост 11.3%.

На конференции ОПЕК в  декабре 2006г. было принято решение о снижении добычи на 500 тыс. б/день, начиная с 1 февраля 2007г. На конференции 11 сентября 2007г. было решено увеличить поставки нефти странами-членами ОПЕК (кроме Ирака и Анголы) на рынок на 500 тыс. б/день, начиная с 1 ноября 2007г.

Такое решение было продиктовано необходимостью поддержания стабильности рынка нефти. На своем 146-м собрании в Абу-Даби 5 декабря 2007г. ОПЕК приняла решение не изменять уровень добычи. Кроме того, ОПЕК определила квоты на добычу для новых членов – Анголы и Эквадора.

Добыча сырой нефти Ираном составила 4.1 млн. б/день в соответствии с квотами, установленными ОПЕК. Экспорт сырой нефти вырос на 2% до 2.5 млн. б/день; однако экспорт нефтепродуктов упал на 25.2% до 199 тыс. б/день по сравнению с предыдущим годом. Средняя спотовая (наличная) цена экспортируемой иранской сырой нефти выросла на 30.9% до $78.04.

макроэкономика ИранПроизводство электроэнергии составило 203.8 млрд. кВт-ч, на 5.9% больше, чем в предыдущем году. Из всей произведенной электроэнергии, 190.2 млрд кВт-ч (93.3%) было выработано электростанциями принадлежащими министерству энергетики, и 13.6 млрд кВт-ч (6.7%) - другими предприятиями. Наибольшее количество электричества (91.1 млрд кВт-ч) в указанном году было произведено тепловыми электростанциями (ТЭЦ), наименьшее количество (0.2 млрд кВт-ч) – дизельными электростанциями.

При этом наибольший прирост в выработке электроэнергии был зафиксирован на газовых ЭС и ЭС комбинированного цикла; однако уровень выработки электричества на ГЭС сократился на 1.7%.

В 2007/08г. потребление электричества выросло на 5.8% до 155.6 млрд. кВт-ч. Наиболее значительный прирост в потреблении зафиксирован в уличном освещении – 12.1%. Потребление электрической энергии коммерческим сектором выросло на 9.1%, промышленным сектором – на 8.7%, государственным сектором – 5.7% и коммунальным сектором – 4.9%. Сельскохозяйственный сектор сократил потребление электроэнергии на 1.2%. Коммунальный и промышленный сектора имеют наибольшую долю в потреблении электричества, соответственно 33.6% и 31.8%.

Промышленность и горный промысел

По предварительным оценкам, в 2007/08г. промышленно-производственный и горнодобывающий сектора показали достаточно позитивный рост на 8.7%. Добавленная стоимость в промышленно-производственном и горнодобывающем секторах оценивается в 8.3% и 17.7% соответственно. Особо следует отметить, что в соответствии с 4-м ППР, был запланирован уровень роста на 11% в промышленном производстве и горнодобывающей промышленности. Достижению высоких темпов роста в промышленно-производственном и горнодобывающем секторах способствовало увеличение производства нефтехимических продуктов (на 32.7%) и строительных материалов (явившееся следствием незаурядного увеличения  предложений жилой недвижимости), а также таких полезных ископаемых как медная и железная руда – на 22.7% и 18.5% соответственно.

Производство холоднокатаного листа в катушках в отчетном году выросло на 31.4%, холодильников и морозильных камер – на 20.8%, листового стекла – 20.4%, цемента – 13.5%, стальных изделий – 9.7%, керамической плитки – 7.4%, стали в слитках – 3.1%, и легковых автомобилей на 2.7% по сравнению с предыдущим годом.

По данным министерства промышленности и рудников Ирана, было выдано 8,135 разрешений на эксплуатацию новым производственным учреждениям и филиалам существующих предприятий. Это на 20.3% больше по сравнению с предыдущим годом. Объем необходимых инвестиций и количество новых рабочих мест, созданных благодаря выдаче разрешений, увеличились на 68.1% и 14.6% соответственно. Инвестиции на душу населения, основанные на эксплуатационных разрешениях, составили 1.8 млн. риалов. Самым высоким уровнем инвестиций на душу населения отличилась провинция Маркази – 14.7 млн, самым низким – провинция Систан-Балучестан – 0.14 млн. риалов. Разница между самым высоким и самым низким показателем среднедушевых инвестиций (105.3 раза) указывает на неравномерность промышленных инвестиций в провинциях Ирана.

макроэкономика ИранВ течение этого года, министерство промышленности и рудников выдало 48.2 тысячи установочных лицензий для создания новых производственных единиц и расширение существующего производства, что на 11.3% меньше по сравнению с предыдущим годом. Одним из факторов уменьшения количества выданных установочных лицензий стала необходимость подачи технико-экономического обоснования в адрес министерства промышленности и рудников в некоторых провинциях. Объем инвестиций, необходимых для запуска вышеупомянутых производственных единиц, и количество созданных рабочих мест (в случае запуска) выросли на 12.2% и 1.3% соответственно по сравнению с предыдущим годом.

Объем невыплаченных займов, предоставленных банками и кредитными организациями предприятиям промышленной и горнодобывающей отрасли, вырос на 22.8% до 383.1 млрд. риалов по сравнению с концом 2006/2007г. Невыплаченные займы, выданные промышленным и горнодобывающим предприятиям государственного сектора, снизились на 49.1%, а займы частным предприятиям отрасли выросли на 27.4%. Это характеризует стремление банковской системы к стимулированию частного сектора и сокращению поддержки государственных инициатив в экономике.

По данным, опубликованным государственным казначейством, расходы правительства на капитальное строительство (в форме кредитов на приобретение нефинансовых активов в промышленно-производственном и горнодобывающем секторах и проведение проектов в области технических исследований) составили 2,546 млрд. риалов в 2007/08г. - снижение на 6.2%. В постоянных ценах 1997/98г. эти расходы уменьшились на 19.7% до 615.7 млрд. риалов. Таким образом, из утвержденных правительством на закупку нефинансовых активов 3,207 млрд. риалов было освоено только 79.4%.

По  данным министерства промышленности и рудников, было одобрено финансирование из НСФ 198 проектов общей стоимостью $3.8 млрд. Первое место по объему финансирования в промышленно-горнодобывающей отрасли занимала группа химических и целлюлозных материалов ($2.2 млрд или 58.8% от всех утвержденных средств).

Индекс промышленного производства (ИПП) в отраслях промышленного производства и горной добычи достиг 349.2 и 288.4, рост на 15.4% и 7.6% соответственно (в постоянных ценах 1997/98), что ниже среднего роста ИПП (16.8%).

Индекс курса акций промышленных предприятий (промышленный индекс) вырос на 2.8% в конце 2007/08г. по сравнению с концом 2006/07г. Дополнительный индекс  Тегеранской фондовой биржи TEDPIX вырос на 17.6% (этот индекс учитывает как цены, так и дивиденды). При этом на товарной бирже было продано 6.4 млн. тонн металлопродуктов общей стоимостью 58 млрд. риалов. Стальная продукция составила 72.8% по цене и 94.8% по весу от всех металлопродуктов, проданных на товарной бирже.

По сравнению с предыдущим годом, промышленный экспорт увеличился на 13% по весу и 20.1% по цене и достиг 21.9 млн. тонн и $11.6 млрд. В этом году доля промышленного экспорта в общем ненефтяном экспорте составила 68.1% и 75.8% по весу и цене, соответственно.

Строительство и жилищный фонд

макроэкономика ИранПодъем рынка жилой недвижимости в городской местности, начавшийся во втором квартале 2006/07г.,  продолжался и в 2007/08г., став стимулом строительного бума. Индикатором такого подъема стал заметный прирост (80.7%) частных инвестиций в новые дома в городской местности. Общий объем этих инвестиций составил 205.2 млрд. риалов. Подобным образом, на 104.9% выросли инвестиции в новые дома в малых и средних городах, достигнув отметки 106.4 млрд. риалов. Такой же рост был зафиксирован в Тегеране и других крупных городах (53% для Тегерана, 65.6% для других крупных городов).

Незаурядный рост инвестиций (в особенности, частных) в новые дома в городской местности в 2007/08г. объяснялся в основном благоприятными прогнозами по рынку жилой недвижимости и удорожанием строительства. Общее количество жилых домов, построенных частнохозяйственным сектором в 2007/08г., составило 491.9 тысяч, а площадь – 60.7 млн. кв. м. По сравнению с предыдущим годом это рост на 9.8% по количеству и на 9.2% по площади.

Положительный рост числа выданных разрешений на проведение строительных работ – важный индикатор улучшения тенденции в строительной отрасли, который указывает на благоприятность инвестиционного климата в этой отрасли на ближайшее будущее. Число выданных муниципалитетами разрешений на строительство в 2007/08г. увеличилось на 21.1% и составило 209 тыс. Общий метраж вырос на 50.3% и достиг 105.3 млн. кв. м.

В соответствии с Законом о бюджете на 2007/08г. на приобретение нефинансовых активов для жилищного сектора, городского и сельского развития, и вспомогательные проекты было ассигновано 10.6 млрд. риалов. Исходя из этого, на основании данных опубликованных государственным казначейством, правительство осуществило выплаты на сумму 14.5 млрд риалов, что на 36.1% больше утвержденной суммы.

Общий объем непогашенных займов, предоставленных банками и кредитными организациями частным предприятиям жилищного сектора, увеличился до 284.9 млрд. риалов – рост на 23.5% по сравнению с концом 2006/07г.. При этом, на основании отчета, опубликованного банком «Маскан» (Bank Maskan), в 2007/08г. 393.3 тысячам заявителей было выдано займов на 68.3 млрд. риалов (включая проценты за пользование кредитом), что по сравнению с 2006/07г. меньше на 9.1% и 6.7%, соответственно. Это в основном объяснялось падением соотношения суммы покупки к сумме кредита, последовавшим за резким повышением цен на жилую недвижимость в 2006/07г. и 2007/08г., с одной стороны. С другой стороны, прекращение действия в мае 2007г. программы банка «Маскан» по «выдаче займов с депозитом и без депозита» привело к отказу многих потенциальных заявителей от жилищных кредитов.

В 2007/08г. индекс цен на земельные участки вырос на 53.3% до 192.8 (уровень 2004/05г. = 100). Наибольший рост этого индекса был зафиксирован в Тегеране – 57.3%. Индекс цен на строительные услуги достиг 182.9, показав незаурядный рост 30.5%. Наибольший рост был зафиксирован в таких подгруппах этого индекса, как «дневная заработная плата разнорабочего на стройке», «оплата труда копателя колодцев» и «дневная заработная плата каменщика». Кроме этого, индекс оптовых цен (WPI) на металлические и неметаллические строительные материалы (базисный год = 1997/98) вырос на 22.4% и 14.1% соответственно.

Транспорт

макроэкономика ИранВ 2007/08г. было ассигновано 16,589.3 млрд. риалов на капиталовложения и реализацию проектов в сфере транспорта, что на 18.8% выше утвержденных показателей за предыдущий год. По данным государственного казначейства, правительство вложило 13,590.7 млрд риалов во внедрение отраслевых проектов, что обозначило рост на 11% по сравнению с предыдущим годом и осуществление утвержденных показателей на 81.9%. Наивысший уровень выполнения плана был зафиксирован в категориях «прикладные исследования» и «воздушный транспорт» - 572.0% и 535.9% соответственно.

Из суммы в 47 трлн. риалов, утвержденной для эмиссии государственных сертификатов участия в отчетном году, 6 трлн. риалов было выделено для финансирования проектов в сфере транспорта. В этом году 93% всех выпущенных сертификатов участия было реализовано с целью финансирования этой отрасли.

На основании отчетов об индексе потребительских цен, транспортный ценовой индекс (базисный год = 2004/05г.) вырос на 13.5% на конец 2007/08г. по сравнению с предыдущим годом. Индекс цен путевых расходов (рост 21.4%) составил 45% роста транспортного ценового индекса в целом. Основными причинами роста стало повышение цен на проезд в такси и междугородних автобусах – на 25.2% и 17.8% соответственно.

Кроме того, в 2007/08г. индекс промышленных цен в отраслях наземного и воздушного транспорта вырос на 15.6% и 15.0% соответственно.

В отчетном году количество пассажиров, перевезенных по дорогам (общественный транспорт), составило 455.6 млн., увеличение на 8.5%.

При этом по дорогам было перевезено 485.0 млн. тонн грузов (с накладными и без них), что на 10.8% больше чем в предыдущем году. Кроме того, транзитные перевозки были зафиксированы на уровне 4.5 млн тонн грузов (нефтяных и ненефтяных), обозначив незначительное понижение на 1% по сравнению с предыдущим годом.

макроэкономика ИранОбщая длина дорог, подведомственных министерству дорог и транспорта, составила (за исключением сельских дорог) 73.5 тысяч км., увеличение всего на 1.2%. Общая длина автомагистралей и шоссе увеличилась на 12.3% и 13.0% до 1.6 тысяч км. и 6.2 тысяч км.

Средний возраст автобусного парка в системе общественного транспорта составил 13.0 лет, на 2.3% ниже по сравнению с предыдущим годом. Эти числа выросли для миниавтобусов – на 2.6% до 23.3 лет и снизились для машин такси – на 17.4% до 5.7 лет.

Общая длина основных железных дорог достигла 8.7 тысяч км. на конец 2007/08г. Объем железнодорожных пассажирских перевозок увеличился на 14.6% по сравнению с предыдущим годом и достиг 24.5 млн. пассажиров. Грузовые перевозки снизились на 6.0% до 31.0 млн. тонн. Кроме того, в отчетном году железнодорожный транзит увеличился на 6.7% по сравнению с предыдущим годом и составил 1.6 млн. тонн.

Общее количество локомотивов составило 635, увеличение на 2.6%. Кроме того, на 0.3% увеличилось соотношение «количество локомотивов в эксплуатации к общему количеству», достигнув 56.9%.

Индексы железнодорожного транспорта в стране ниже международных аналогов. В настоящее время, в Иране приходится 4.3 м. железнодорожного полотна на один кв.км., тогда как эти цифры составляют 96.0 в Германии, 53.0 в Японии, 16.4 в ЮАР и 11.2 м. в Турции. Также в Иране в среднем всего 20 ж/д вагонов на один миллион жителей; в Германии – 240 вагонов, в Японии - 230, в ЮАР – 40 и в Турции – 25.

Через порты в отчетном году было перевезено 66.7 млн. тонн коммерческих грузов и 40.3 млн. тонн нефтепродуктов, обозначив соответственно рост 4.9% и снижение 13.5%. Портовые операции с контейнерами достигли 1,963 тысяч ДФЭ, что на 18.0% больше чем в предыдущем году. Количество пассажиров, совершивших посадку и высадку в портах, выросло на 5.2% до 3.9 млн. человек, из них 58.3% в порту Кешм.

Количество грузовых судов вместимостью более 1,000 тонн выросло на 1.2% по сравнению с 2006/07г. и составило 9,266. Количество судов вместимостью менее 1,000 тонн выросло на 14.4% до 23 тысяч.

Общее количество пассажиров, совершивших посадку и высадку в аэропортах, достигло 31.8 млн, обозначив рост 4.3% по сравнению с предыдущим годом и выполнение плана 4го ППР на 115.2%.

Объем грузовых авиаперевозок (внутренних и международных) вырос на 0.6% и 5.1% до 32.3 и 129 тысяч тонн соответственно. Самолетный парк страны увеличился с 76 до 123 единиц – выдающийся рост на 61.8%.

макроэкономика Иран

Население и трудовая занятость

макроэкономика ИранПо оценкам Статистического центра Ирана (СЦИ), общая численность населения Ирана в 2007/08г. составила 71.5 млн. человек, из которых 49.6 млн. проживали в городской и остальные в сельской местности.

Одной из основополагающих целей 4го ППР является снижение безработицы до уровня 8.4% до 2009/10г. (последнего года Пятилетнего плана). По данным проведенного СЦИ «Опроса рабочей силы», уровень безработицы в 2007/08г. находился на отметке 10.5%, на 0.8% ниже уровня 2006/07г. Этот показатель составил 12.5% в городской и 6.6% в сельской местности, снижение на 0.9% и 0.5% соответственно.

Уровень безработицы составил 9.3% для мужчин и 15.8% для женщин. Это обозначает снижение безработицы, как для мужской, так и для женской половины населения. Важными проблемами рынка рабочей силы  в ближайшие годы станет повышение занятости женщин и увеличение количества женщин-выпускников ВУЗов.

Отраслевой обзор занятости выявляет сферу услуг как отрасль, в которой занята наибольшая часть рабочей силы, а сельское хозяйство занимает наименьшую часть. Соотношение трудовой занятости в сельском хозяйстве, промышленном производстве и  сфере услуг в 2007/08г. было 22.8%, 32.1% и 45.1%. Сравнение этих данных с предыдущим годом показывает, что доля сельского хозяйства уменьшилась, а доля промышленности выросла. Отток рабочей силы из сельского хозяйства был вызван внедрением проектов, поддерживающих развитие малых и средних предприятий (МСП) в сфере услуг и производства.

В 2007/08г. были приняты следующие меры по понижению безработицы в соответствии с указаниями 4го ППР.

Управляемые фонды

На основании Справки 29 Закона о бюджете 2001/02г. и Справки 3 Закона о бюджете 2002/03г., до конца 2007/08г. заместитель президента по стратегическому планированию и контролю ассигновал банкам-агентам сумму 12,708.2 млрд. риалов. В свою очередь, эти банки утвердили проекты на сумму 16,699.8 млрд. риалов (131.4% от выделенных правительством средств) и заключили контракты на 15,483.5 млрд. риалов (121.8% от выделенных средств). Общий объем кредитов, предоставленных банками по этой программе, составил 13,392.9 млрд. риалов (105.4% выделенных средств). В случае реализации всех этих контрактов, будет создано 280,986 рабочих мест, то есть средняя инвестиция 47.7 млн. риалов на одно рабочее место. В 2007/08г. правительство не выделяло средств банкам-агентам для финансирования проектов по созданию рабочих мест в соответствии со схемой управляемых фондов. В этом году  управляемые фонды, ассигнованные для финансирования проектов по созданию рабочих мест (окончательная утвержденная цифра), уменьшились на 17.6 млрд. риалов по сравнению с 2006/07г.

Выплата субсидии на прибыль и комиссионные банков

На выплату субсидии на прибыль и комиссию претендуют банки, предоставляющие кредиты из внутренних ресурсов, не превышающие 4,921.5 млрд. риалов. В соответствии с показателями банков-агентов на конец 2007/08г., из 801.4 млрд. риалов управляемых фондов, вложенных заместителем президента по стратегическому планированию и контролю, субсидии, выплаченные по проектам (на сумму 3,710.8 млрд.),  составили 103.7 млрд. риалов, или 12.9% от общей суммы вклада. Кроме того, в случае реализации этих проектов, будет создано 49,139 вакансий. Таким образом, на каждую вакансию было заключено контрактов на 75.6 млн. риалов. В 2007/08г. средства на счета банков-агентов для выплаты субсидии на прибыль и комиссионные не выделялись. Было выплачено 20.9 млрд. риалов субсидионных средств.

Ассигнование управляемых фондов и размещение кредитов, предусмотренных программой «Технического и кредитного содействия частному и кооперативному сектору»

В 2007/08г. лимит кредитования из внутренних ресурсов банков увеличился на 133.4 млрд. риалов по сравнению с концом 2006/07г. и составил 7,929.3 млрд риалов. Кроме того,  заместитель президента по стратегическому планированию и контролю произвел вклады на банковские счета в сумме 1,181.3 млрд. риалов, на 255.3 млрд. риалов больше по сравнению с концом 2006/07г. Таким образом, на конец 2007/08г. всего 2,899 млрд. риалов было выделено на проекты в форме заключенных контрактов. В случае реализации этих проектов, будет создано 41,318 рабочих мест; средняя инвестиция составит 70.1 млн. риалов на рабочее место.

Услуги, предоставляемые банками МСП

Исходя из исполнительного постановления в поддержку развития МСП, проекты на сумму 573,913.8 млрд. риалов были переданы на рассмотрение банкам, и частично одобрены (на сумму 263,149.0 млрд. риалов). Из общей стоимости заключенных контрактов 197,961.5 млрд. риалов, 45.3% касались предприятий с менее чем 10 служащими, и 54.7% - предприятий, нанимающих от 10-49 служащих. Общий объем займов, выплаченных из этого источника, составил 168,819.9 млрд. риалов на конец 2007/08г.

Наибольшую долю этих займов (49.2%) среди различных отраслей экономики получила промышленная и горнодобывающая отрасль. Сравнивая сальдо этого счета в 2007/08г. с сальдо в 2006/07г., обнаруживаем, что банкам на рассмотрение было передано проектов на сумму 247,889 млрд. риалов, из которых было утверждено 128,407 млрд. риалов. В данном году было выдано кредитов на 94,556 млрд. риалов, что позволит в случае реализации проектов создать 693,364 рабочих места.

Государственные бюджет и финансы

Закон о бюджете на 2007/08г., являющийся третьим по счету законом о бюджете, входящим в 4й ППР (2005-10гг.), был составлен в рамках плана «Двадцатилетней перспективы»,  согласно общей государственной политике, а также в соответствии с  официальными документами по отраслевому и межотраслевому развитию, а также развитию провинций страны.

Общая бюджетная смета составила 639,451.7 млрд. риалов (утвержденная цифра). Доходная часть бюджета состояла из налоговых поступлений (43.5% всех бюджетных источников), реализации нефинансовых активов (27.5%) и реализации финансовых активов (29.1%). Затраты, приобретение нефинансовых активов и приобретение финансовых активов составили соответственно 62.5%, 28.8% и 8.7% всех утвержденных расходов.

В соответствии с утвержденным в декабре 2007г. «Законодательным актом о поправке к Закону о бюджете на 2007/08г.», правительство получило полномочия увеличить расходы на сумму до 36,300 млрд. риалов, при условии что максимальный размер общего бюджета не вырастет. Из указанной суммы, 10,500 млрд. риалов было профинансировано при помощи изменения порядка использования кредитов, выделенных на расходы, и 25,800 млрд. риалов было ассигновано путем снижения объема кредитов для приобретения нефинансовых активов.

С утверждением вышеупомянутого закона, доходная часть общего бюджета осталась на уровне, предусмотренном Законом о бюджете на 2007/08г. В расходной части  25,800 млрд. риалов было перенесено с приобретения нефинансовых активов на (текущие) затраты. После этой корректировки доля «затрат» в общей расходной части бюджета составила 66.5%, а доля «приобретения нефинансовых активов» – 24.8%. Закон о бюджете на 2007/08г. предусматривал расходование  правительством поступлений от нефтеторговли в размере 334,993.9 млрд. риалов, что на 10.2% меньше утвержденной цифры за предыдущий год (включая бюджетные приложения).

Общая доходная часть бюджета составила в отчетном году 298,203.1 млрд. риалов, что на 29% выше, чем в предыдущем году, и на 7.5% больше утвержденной цифры. Доля налогового дохода в общей доходной части снизилась с 65.6% в 2006/07г. до 64.3% в отчетном году. Государственные доходы от сбора налогов в 2007/08г. увеличились на 26.5% до 191,815.3 млрд. риалов по сравнению с предыдущим годом, и представляют собой выполнение утвержденного плана по сбору налогов на 97.2%. План по сбору прямых налогов был перевыполнен на 1.2%, а план по сбору косвенных налогов – недовыполнен на 9.6% в указанном году. Как и прежде, прямые налоги составляли основную долю всех налоговых поступлений (65.9%).

Доля налогового дохода в доходах правительства уменьшалась на протяжении 2003-08гг. Этот показатель составил 64.3% в 2007/08г., по сравнению с 82.6% в 2003/04г. Таким образом зависимость правительства от налогового дохода как источника покрытия текущих затрат за последние пять лет уменьшилась.

макроэкономика Иранмакроэкономика Иран

В этом году прочие доходы государства выросли на 33.8% до 106,387.8 млрд. риалов, превысив выполнение утвержденного плана на 32.6%.

Реализация нефинансовых активов пополнила казну на 174,791.8 млрд. риалов, что ниже на 4.4% по сравнению с предыдущим годом, и соответствует выполнению плана на 99.5%. Из общего объема реализованных нефинансовых активов, поступления от торговли нефтепродуктами составили 173,519.1 млрд. риалов, а поступления от продажи движимого и недвижимого имущества - 1,272.7 млрд. риалов. По сравнению с цифрами за предыдущий год, это ниже на 4.6% и выше на 38.9% соответственно. Однако план по выручке от реализации движимого и недвижимого имущества  был недовыполнен на 61.1%. Выручка от продажи сырой нефти достигла 139,699.1 млрд. риалов, что на 5.9% больше чем за предыдущий год.

Реализация финансовых активов, в том числе внутреннее и иностранное финансирование, уменьшилась на 2.8% до 156,614 млрд. риалов по сравнению с предыдущим годом, и составила выполнение плана на 84.1%. Недовыполнение плана по реализации финансовых активов на 15.9% главным образом стало следствием недовыполнения на 69% в иностранном финансировании и недовыполнения на 42.8% в приватизации государственных корпораций. Изъятие из НСФ в отчетном году составило 106,994.3 млрд. риалов, что на 25% меньше в сравнении с предыдущим годом. Финансирование путем изъятия из НСФ составило 68.3% всех источников реализации финансовых активов.

В составе доходной части бюджета 53.4% занимают финансы, полученные от продажи нефти, что на 11.7% ниже соответствующей цифры в предыдущем году, учитывая бюджетные приложения. В частности, это такие источники как экспортные доходы от сырой нефти, налог на добычу нефти, предварительный дивиденд правительства за долевое участие в производстве сырой нефти, и изъятие правительством из НСФ.

В отчетном году правительственные расходы достигли 421,334.1 млрд. риалов, что на 1.3% выше аналогичной прошлогодней цифры, и является выполнением запланированных показателей на 99.1%. Кроме того, правительственные затраты на общенациональном уровне снизились на 0.9%, а затраты в провинциях выросли на 7.9%, составив соответственно 72.6% и 27.4% от правительственных расходов.

Правительство выделило 147,715.8 млрд. риалов на приобретение нефинансовых активов, что на 1.5% больше чем в предыдущем году, и на 6.9% ниже утвержденной цифры. Общенациональные расходы составили 76.7% от общей суммы правительственных платежей на приобретение нефинансовых активов, а расходы в провинциях - 23.3%.

Итак, дефицит операционного баланса правительства составил 123,131 млрд. риалов, что на 33.3% меньше прошлогоднего дефицита, составившего 184,657.3 млрд. риалов. Нетто-реализация нефинансовых активов составила 27,076.1 млрд. риалов, на 27.3% меньше по сравнению с предыдущим годом. Сведенный государственный бюджет (операционный баланс + сальдо по операциям с нефинансовыми активами), как следствие наличия дефицита операционного баланса и прибыли от реализации нефинансовых активов, показал дефицит размером 96,054.9 млрд. риалов, что на 34.8% ниже в сравнении с показателем предыдущего года -   147,431.2 млрд. риалов. Главным образом, это стало возможным благодаря снижению дефицита операционного баланса. Дефицит сведенного госбюджета главным образом финансировался путем изъятия из НСФ.

Удельный вес (доля) доходов государства в ВВП незначительно увеличился с 11.3% в 2006/07г. до 11.4% в отчетном году. В противоположность этим цифрам, доля  затрат в ВВП сократилась до 16.1% в 2007/08г. с 20.4% на год ранее.  Удельный вес приобретения нефинансовых активов (НФА) в ВВП был равен 5.6%, а в предыдущем году – 7.1%. Удельный вес дефицита операционного бюджета в ВВП снизился с 9.1% в 2006/07г. до 4.7% в 2007/08г. Доля дефицита сведенного бюджета в ВВП также снизилась до 3.7% в 2007/08г. против 7.2% в 2006/07г. – разница в 3.5%. Отмеченные тенденции указывают на приверженность правительства контракционной политике в 2007/08г.

макроэкономика Иранмакроэкономика Иран

макроэкономика Иран

Несмотря на рост  государственных доходов на душу населения на 7.3% (в постоянных ценах), государственные затраты на душу населения снизились на 15.7% (в постоянных ценах).

В целом, в Законе о бюджете на 2007/08г. видны  попытки правительства контролировать рост затрат и в разумных рамках продолжать приобретение нефинансовых активов, одновременно не допуская увеличения количества источников наполнения и расходных статей бюджета.

Платежный баланс

макроэкономика ИранСущественный подъем внешнего сектора экономики стал следствием положительных сдвигов на мировом рынке сырой нефти и тенденции к росту ненефтяного экспорта. Согласно предварительным данным, экспортная валютная выручка, в значительной степени связанная с  экспортом нефти и газа, достигла $97,401 млн в 2007/08г. Совокупные поступления от нефти и газа (в т.ч. сырая нефть, природный газ, нефтепродукты, и газовые конденсаты) выросли на 31.9%, достигнув $81,764 млн. Ненефтяной экспорт (таможенный и нетаможенный) также вырос на 11.3%, достигнув $15,637 млн.

Согласно данным, опубликованным таможенной администрацией Ирана, в отчетном году было экспортировано 32,118 тысяч тонн продукции общей стоимостью $15,312 млн, что в весовом и ценовом эквивалентах на 15.7% и 17.8% больше, чем в предыдущем году. Совокупный ненефтяной экспорт (таможенный и нетаможенный)  увеличился на 11.3% по сравнению с 2007/08г. и достиг $15,637 млн. Общая стоимость импорта (через таможню) достигла $48,439 млн, что на 16.1% больше показателя 2006/07г. Общий вес импортированных товаров составил 41,696 тысяч тонн, что на 4.1% меньше чем на год ранее. Общая стоимость импорта, включая нетаможенный импорт, достигла $56,582 млн в  2007/08г., что на 13.1% больше, чем в предыдущем году. Стоит отметить, что различие между данными по таможенному импорту и совокупному импорту вызвано корректировкой данных таможни, которая включает полное страховое покрытие всех импортируемых товаров.

Таким образом, в отчетном году торговый баланс показал излишек размером $40,819 млн. Учитывая  дефицит баланса зарубежных услуг, составивший $7,199 млн., и префицит счета трансфертов размером $461 млн., образовался позитивный платежный баланс по текущим операциям в размере $34,081 млн. В то же время ненефтяной платежный баланс по текущим операциям показал дефицит $47,683 млн., что на 14.6% выше, чем дефицит предыдущего года, $41,609. Это свидетельствует о возрастающей роли нефтяной отрасли во внешнем секторе экономики Ирана. Совокупный ненефтяной экспорт может обеспечить  потребности в импорте примерно на 3.3 месяца. В 2006/07г. ненефтяной экспорт обеспечивал потребности в импорте почти на 4 месяца.

макроэкономика ИранСчет движения капитала (нетто) показал дефицит $12,357 млн., значительно превысив прошлогодний дефицит $4,383 млн. Причиной стал дефицит счета краткосрочных капиталов, $10,804 млн., который в свою очередь был вызван увеличением банковских активов за рубежом и коммерческих кредитов, выделенных под экспорт нефти. Дефицит долгосрочного счета $1,554 млн. был вызван в основном погашением заимствований по контрактам обратного выкупа (buy-back), погашением заимствований по проектному финансированию и досрочным выкупом евробондов.

Обязательства в иностранной валюте увеличились на 23.9% с $45,338 млн. в конце 2006/07г. до $56,184 млн в конце 2007/08г. Значительный рост объема валютных обязательств в конце 2007/08г., после длительного периода стабильности и небольших изменений, был вызван в основном улучшенным охватом данных в последние годы.

Сумма непогашенных фактических обязательств в конце 2007/08г. достигла          $28,647 млн., на 21.8% выше, чем в конце предыдущего года. Внеплановые валютные обязательства, показав рост 26.2%, достигли $27,537 млн., против  $21,825 млн. в конце 2006/07г.

Баланс НСФ вырос на 89.1% до $38,871 млн. на конец 2007/08г. Эта сумма состояла из наличности ($23,175 млн.) и платежных требований ($15,696 млн.)

Удельный вес импорта в ВВП, который стабильно рос в 2002-04гг., показал противоположную тенденцию, начиная с 2005г. Уменьшившись на 2.8%, он был зафиксирован на отметке 19.8% в 2007/08г. по сравнению с 22.6% в 2006/07г. Помимо этого, доля экспорта (включая нефть) в ВВП, несмотря на постоянный рост на протяжении 2002-05гг., за прошлые два года постепенно падала. Удельный вес ненефтяного экспорта в ВВП, при всей его нестабильности за последние годы, составил 5.5% в 2007/08г. 

макроэкономика ИранЭто понижение на 0.8% по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, скачок цен на международном рынке сырой нефти, а также рост стоимости нефтегазового экспорта создали положительный баланс по текущим операциям на протяжении трех последних лет. Доля текущего платежного баланса в ВВП составила 11.9%, что на 2.7% больше чем в предыдущем году.

Деньги и банковское дело

Рост ликвидности составил 27.7% на конец 2007/08г., показав понижение на 11.7% по сравнению с концом предыдущего года. Из этой цифры, 3.6% составили чистые зарубежные активы, и 24.1% - внутренние активы банковской системы.

Основным компонентом внутренних нетто-активов стали платежные требования к негосударственному сектору (за исключением прибыли и дебиторской задолженности). Они  составили 31.3% от роста ликвидности, что на 3.6% ниже, чем в конце предыдущего года. При этом платежные требования (нетто) к правительству, государственным корпорациям и организациям и «другие пункты» (нетто) уменьшили ликвидность на 0.9%, 0.6% и 5.7% соответственно. Отрицательная доля задолженности правительства перед банковской системой (нетто) исключительно отображает рост государственных вкладов в банки – на 18.8% по сравнению с концом предыдущего года – а не погашение правительством долгов перед банковской системой.

макроэкономика ИранДенежная масса увеличилась на 30.5%, что на 3.6% выше, чем увеличение 26.9% за предыдущий год. Платежные требования ЦБИ к банкам, показав рост 21% по сравнению с предыдущим годом, составили наибольшую долю в увеличении денежной массы – 29.6%. Значительный рост долговых требований ЦБИ к банкам в основном обусловлен овердрафтом банков перед ЦБИ в отчетном году.

Зарубежные нетто-активы ЦБИ составили наибольшую долю (51.5%) в росте денежной массы в 2006/07г., который уменьшился до 24.1% в 2007/08г. Причиной уменьшения доли зарубежных нетто-активов в денежной массе послужило обязательство правительства выполнить утвержденный бюджет, а также способность межбанковского рынка поглотить предоставленную государством иностранную валюту. Таким образом, в 2007/08г. рост денежной массы был главным образом связан с увеличением задолженности банков, а не с ростом зарубежных активов.

Прочие активы (включая счет движения капитала ЦБИ) и платежные требования (нетто) ЦБИ к государственному сектору, с 13.7% и 9.5%, соответственно, имели самый весомый вклад в уменьшение денежной массы.

Доля денег в ликвидности незначительно выросла до 32.7% в конце 2007/08г. против 32.3% в предыдущем году. Доля наличных денег (банкноты и монеты) в ликвидности увеличилась на 0.1% по сравнению с концом предыдущего года.

Денежный мультипликатор (эмиссия) снизился на 2.2% до 4.488 в конце 2007/08г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, показав ощутимое снижение по сравнению с ростом 9.8%, зафиксированным за год до этого. Такое снижение было в основном связано с ростом доли избыточных резервов в сумме вкладов (в основном благодаря повышению спроса на инвалюту и инвестиционным банковским вкладам в ЦБИ), которая выросла на 15.6% по сравнению с цифрой, зафиксированной в конце предыдущего года.

макроэкономика Иран

макроэкономика ИранБаланс  вкладов негосударственного сектора в банки и кредитные организации вырос на 27.6% (337.6 трлн. риалов) до 1,560.4 трлн. риалов в конце 2007/08г. Из этого роста, 30.9% относится к частным банкам и кредитным организациям. Доля таких банков и организаций в сумме вкладов негосударственного сектора составила 19% на конец 2007/08г., что на 3.3% выше, чем в предыдущем году. Причинами стали высокие (предварительные) процентные ставки по депозитам в частных банках по сравнению с государственными, рост уверенности населения в надежности частных банков, и низкая инвестиционная привлекательность прочих рынков, таких как фондовая биржа.

Доля невзысканных долговых обязательств и неблагополучных кредитов, выданных государственному и частному секторам в общей сумме кредитов, выданных банками и кредитными организациями, составила 11.4% в 2007/08 против 13.7% в 2006/07.

Удельный вес изменения непогашенных долговых обязательств частного сектора перед банковской системой в ВВП снизился с 17.7% в 2006/07г. до 16.7% в отчетном году. Отметим, что эта цифра имела тенденцию роста в 2006/07г. по сравнению с предыдущим годом. Удельный вес изменения вкладов негосударственного сектора в ВВП уменьшился с 17.3% в 2006/07г. до 12.9% в отчетном году. Снижение этих цифр говорит о замедлении роста ликвидности в течение двух последних лет.

Валютная и кредитная политика

На основании статьи 10 4-го ППР и статьи 20 Закона о беспроцентном банковском деле, Валютно-кредитный совет (ВКС) установил на 2007/08г. минимальный ссудный процент в размере 12% по кредитам, выдаваемым государственными банками под операционные контракты для всех секторов экономики.

После понижения кредитных ставок государственных банков в течение 2004-08гг., в отчетном году были отрегулированы минимальные ожидаемые ставки для частных банков. С одобрения ВКС, минимальный ссудный процент по кредитам, выдаваемым частными банками и кредитными организациями, был установлен на уровне 13% для всех секторов экономики.

Процентные (предварительные) ставки по депозитам в государственных банках составили от 7% (для краткосрочных вкладов) до 16% (для пятилетних инвестиционных вкладов), как и в прошлом году.

На основании рекомендаций ВКС, парламент одобрил выпуск Центробанком сертификатов участия с доходностью (предварительной) 15%  на сумму 40 трлн. риалов. Срок обращения этих облигаций – один год со дня выпуска; они свободны от налогов.

Платежная система

В 2007/08г. в платежной системе финансового сектора Ирана произошли значительные сдвиги. Центральный банк разработал Систему расчетов брутто в реальном времени (SATNA) как главного центра расчетов между иранскими банками в риалах. После завершения первой и второй стадий этой системы в 2006/07г., в отчетном году были начаты расчеты в режиме реального времени через межбанковскую сеть передачи данных (SHETAB) и межбанковскую расчетную палату. Начиная с 2007/08г., платежи типа «банк-банк» и «клиент-клиент» также рассчитывались через SATNA. Система перевода розничных платежей (SAHAB), запущенная в конце 2006/07г. для перечисления большого количества сравнительно мелких платежей, была усовершенствована в 2007/08г. Кроме того, в планах подключение иранской сети SHETAB к сетям передачи данных других стран.

Банкноты и монеты

Наличные (банкноты и монеты у населения) по-прежнему являются преобладающим платежным средством. Стоимость банкнот и монет у населения выросла на 30% с 62,452 трлн. риалов  в конце 2006/07г. до 79,909 трлн. риалов в конце 2007/08г. При этом удельный вес банкнот и монет в номинальном ВВП остался практически без изменений на уровне 2006/07г., почти 3%. В дополнение, доля банкнот и монет у населения в ликвидности выросла менее чем на 0.1% по сравнению с концом 2006/07г, составив 4.9%.

Межбанковская расчетная палата

Запуск системы SATNA стал прорывом в процессе развития платежной системы Ирана. При этом большинство финансовых операций по-прежнему проходит через Межбанковскую расчетную палату. В отчетном году расчетными палатами был осуществлен обмен 915 млн. чеков на сумму 8,042 трлн. риалов, из них 1,056 трлн. риалов было взаимозачтено (неттинг).

Банкноты мелкого достоинства – причина широкого использования банковских чеков в финансовых операциях (вместо банкнот). В 2007/08г. через расчетную палату прошло около 656 млн. «Иран-чеков» на сумму 636 трлн. риалов. В предыдущем году было инкассировано 351 млн. «Иран-чеков» на сумму 283 трлн. риалов. Эти цифры свидетельствуют о росте количества операций по «Иран-чекам» в отчетном году на 124.4%, что ниже уровня роста в 2006/07г. (149.6%). Полная функциональность SATNA и систем электронных платежей, совместно с широким использованием банковских карт в будущем приведут, по прогнозам специалистов, к снижению спроса на использование «Иран-чеков» в межбанковских операциях.

Традиционные чеки – это личные чеки за исключением «Иран-чеков», а также чеки с межбанковским кодом. В 2007/08г. объем традиционных чеков, обслуженных Межбанковской расчетной палатой вырос на 2.6% по количеству чеков и на 40.8% по сумме платежей. Таким образом, в отчетном году количество сделок, произведенных при помощи традиционных чеков, достигло 259 млн., а их стоимость составила 7,406 трлн. риалов. Темп роста количества операций по «Иран-чекам» увеличился с 16.5% в 2006/07г. до 86.9% в 2007/08г., а по стоимости сделок снизился до 124.4% в 2007/08г. с 149.6% в предыдущем году. Темп роста операций с традиционными чеками понизился, в выражении объема и стоимости, с 13.5% и 42.6% соответственно в 2006/07г. до 2.6% и 40.8% в отчетном году. Эти тенденции демонстрируют, что характерно использование традиционных чеков для операций с крупными платежами, и «Иран-чеков» и электронных платежных средств для мелких платежей. Поскольку доля электронных платежей (от общего объема операций) невелика, повышение стоимости операций в сравнении с ростом ликвидности допустимо.

макроэкономика Иран

Распространение электронных платежных средств

макроэкономика ИранВосходящая тенденция выпуска электронных карт продолжилась в 2007/08г. Количество карт, выпущенных банковской системой, увеличилось на 64.7% и достигло 38.6 млн. Из общего количества карт, 78% составили дебетовые карты (30.2 млн.), 21% - предоплаченные карты (8.2 млн.), и только 1% кредитные карты (264 тысячи). Количество банкоматов выросло на 32.8%, составив 9,917 в отчетном году. Это умеренный рост в сравнении с  резким ростом количества POS-терминалов (121.6% в 2007/08). Общее количество POS-терминалов достигло в отчетном году 427,082; однако, количество POS-терминалов на душу населения в Иране значительно ниже, чем в других странах. Прогнозируется дальнейшее расширение в использовании POS, хотя темп роста в будущем будет снижаться.

Развитие электронных сделок

Количество операций, выполненных при помощи электронных платежей, увеличилось в 2007/08г., что соответствует развитию систем электронных платежей. Количество межбанковских электронных операций, обработанных в сети SHETAB через банкоматы, POS и пин-пэды за последние девять месяцев 2007/08г. возросло на 43.3%, 178.2 и 67.8% соответственно, по сравнению с тем же периодом в предыдущем году. В результате в отчетном году общая сумма исполненных сделок достигла 678 млн. и 435,512 трлн. риалов. Львиную долю таких сделок составляют операции через банкоматы – 90.3%. Тем не менее, ожидается рост количества транзакций через POS-терминалы и уменьшение использования банкнот в связи с  широким использованием кредитных карт и POS-терминалов.

SHETAB

Деятельность межбанковской сети передачи данных, несмотря на пятилетний возраст, все еще находится на ранней стадии развития. Количество межбанковских электронных платежей, обработанных в сети SHETAB через банкоматы и POS-терминалы, выросло соответственно на 56.0% и 208.7%, достигнув 359,134 и 22,050 тысяч. В результате общая сумма исполненных в 2007/08г. сделок достигла 17,766 млрд. риалов, что на 67.4% выше показателя предыдущего года.

макроэкономика Иран

Развитие SAHAB

Система перевода розничных платежей (SAHAB) способствовала переводу до 10 млн. риалов через банкоматы, а также осуществлению онлайн-платежей и платежей в реальном времени, круглосуточно, на сумму 50 млн. риалов.

SAHAB начала ограниченную работу в 2006/07г. и осуществляла электронные переводы средств с одной банковской карты на другую через банкоматы. В отчетном году система была усовершенствована; к ней было подключено 13 банков, и стал доступен перевод денег через банкоматы и пин-пэды этих банков. Банки Сепах, Теджарат, Маскан и Рефах не предоставляли эти услуги своим клиентам до конца 2007/08г.

Предоставляемый системой сервис нашел свою нишу у населения страны, и в результате количество транзакций через банкоматы увеличилось до 2,061 тысячи. Помимо этого, благодаря электронным переводам через 13 банков, подключенных к SAHAB,  в 2007/08г. в этих банках было произведено 31,398 сделок через пин-пэды. По прогнозам, широкое использование этого сервиса в банковской сети станет катализатором уменьшения роли альтернативных платежных средств – чеков с (межбанковским) кодом, «Иран-чеков», и банкнот.

SATNA

макроэкономика ИранСистемой расчетов брутто в реальном времени (SATNA) с начала существования до конца 2006/07г. было исполнено 11 тысяч сделок общей стоимостью 650,411 млрд. риалов. С введением в эксплуатацию последующих фаз системы, а именно платежей «банк-банк» и «клиент-клиент», скорость и безопасность сделок в платежной системе Ирана значительно улучшились. В результате, общее количество транзакций, обработанных через SATNA, по объему и стоимости достигло 24,445 и 1,564,238 млрд. риалов.

Фондовый рынок

Фондовая биржа

В 2007/08г. активность инвесторов была под сильным влиянием неподходящего бизнес-климата, неопределенности в регионах, краткосрочного бума рынка недвижимости и некоторых законодательных актов, касающихся ценового регулирования.

Индекс «TEPIX» (см. Сокращения) в отчетном году вырос на 2.7%, «финансовый индекс» - на 0.5%, «промышленный индекс» - на 2.8%, «индекс цен и дивидендов» - на 17.6%, «индекс наличных дивидендов» - на 14.5%. В то же время, «индекс ведущих 50 компаний» упал на 19.6%. Коэффициент оборачиваемости достиг 17.1% на конец 2007/08г., что выше уровня, зафиксированного в конце 2006/07г. (15.4%).

Количество акций и прав на их приобретение, проданных в 2007/08г., увеличилось на 48.3% и 31.3% по объему и стоимости, соответственно, по сравнению с предыдущим годом. В то же время рыночная капитализация увеличилась на 17.0%. Рост количества и стоимости проданных акций и рыночной капитализации главным образом связан с переходом акций крупных государственных компаний во владение частного сектора.

макроэкономика ИранПриватизационная организация Ирана и специализированные холдинговые компании в отчетном году предложили 8,076.8 млн. акций государственных корпораций и учреждений. Это соответствует росту около 180% по количеству и стоимости.

В январе 2008г. парламент одобрил Исполнительный акт по общей политике Статьи 44 Конституции. В соответствии с осуществлением этого акта, план приватизации демонстрирует восходящую тенденцию, которая, по всей видимости, сохранится на ближайшие годы.

При этом в отчетном году Верховный совет Организации ценных бумаг и валюты Ирана одобрил два новых платежных средства, а именно ценные бумаги на базе Ijara, т.е. аренды (Ijara-Sukuk), и фьючерсные сделки.

Сертификаты участия

Согласно Закону о Бюджете на 2007/08г., правительство имело право выпустить сертификаты участия на сумму 47 трлн. риалов, из них 6 трлн. риалов были в форме правительственно-бюджетных, и 41 трлн. риалов в форме правительственно-небюджетных сертификатов участия. Из последних, 20 трлн. риалов было выделено на осуществление  прибыльных проектов и проектов по нефинансовым активам государственных корпораций и учреждений, и 21 млрд. риалов – на реконструкцию старых зданий и расширение кредитных линий для строительства жилья.

В 2007/08г. правительство выполнило план по выпуску сертификатов участия на 63.5%, выпустив сертификатов на сумму 29,850 млрд. риалов. Из них было реализовано 20,258.4 млрд. риалов, т.е. 67.9% от выпущенных сертификатов участия и 43.1% от утвержденного плана, соответственно.

Предельный уровень выпуска сертификатов участия Центрального Банка был установлен на уровне 40 трлн. риалов. ЦБИ выпустил сертификаты на сумму 40,750 млрд. риалов, из которых было реализовано 22,763.3 млрд. риалов (55.9%), или 56.9% от утвержденной цифры. Высокая доходность на рынке конкурентоспособных активов (особенно земли и жилой недвижимости) и низкая рентабельность этих ценных бумаг стали причинами невыполнения плана по реализации сертификатов участия ЦБИ.

Предельный уровень выпуска сертификатов участия корпораций был установлен на уровне 11 трлн. риалов, в т.ч. 8 трлн. риалов согласно Статье 4 Закона о выпуске сертификатов участия и 8 трлн. согласно Статье 17 Закона о содействии модернизации промышленности. Согласно этим законодательным актам, корпорации выпустили сертификаты участия на общую сумму 3,200 млрд. риалов, из которых было продано 2,300.4 млрд.

К концу 2007/08г., общая задолженность по непогашенным сертификатам участия, находящимся в банковской системе, выросла на 22.1% по сравнению с концом предыдущего года и составила 33,966 млрд. риалов. Общая задолженность по непогашенным сертификатам участия, выпущенным правительством и государственными корпорациями и учреждениями, находящихся в банковской системе, выросла на 78.1% и 109.1% до 13,283 и 14,178 млрд. риалов, соответственно. При этом из всех сертификатов участия, находящихся в банковской системе, Центральному Банку принадлежало 3,468 млрд. риалов (10.2%), а негосударственному сектору – 3,037 млрд. риалов, что показало падение 71.4% и рост 108.2%, соответственно, в сравнении с концом предыдущего года.

Ценовые тенденции

макроэкономика ИранИндекс потребительских цен на товары и услуги вырос на 18.4% (базисный год = 2004/05), что на 6.5% больше роста, зафиксированного на уровне 11.9% в предыдущем году. В «специальных категориях» ценовой индекс категории «товары» с ростом 17.4% по сравнению с предыдущим годом повысил общий индекс на 52%. В «основных категориях» индекс категории «пища и напитки» с ростом 21.7% по сравнению с предыдущим годом повысил общий индекс на 34%. Во «вспомогательных категориях» ценовой индекс категории «арендный эквивалент собственных домов и квартир» имел наибольший вес, повысив общий индекс на 22.5%. В то же время, наибольший рост среди «вспомогательных категорий» был зафиксирован в категории «жиры и масла» - 33.4%.

В 2007/08г. индекс оптовых цен в среднем вырос на 14.9%. Категория «товары отечественного производства, потребляемые внутри страны» с ростом 15.2% повысила общий индекс на 76.7%. Индексы «импортируемых товаров» и «экспортируемых товаров» за предыдущий год выросли на 12.9% и 17.0% соответственно.

Индекс промышленных цен по сравнению с предыдущим годом вырос на 16.8%. Из специальных категорий, рост общего индекса составили следующие категории:  «земледелие, животноводство, лесоводство и рыбоводство» - 26.7% (рост в категории = 19.1%), «горный промысел, промышленное производство и обеспечение электричеством, газом и водой» - 36.1% (рост в категории = 14.8%), и «услуги» - 37.2% (рост в категории = 17.6%).

По данным Центрального банка Ирана http://www.cbi.ir/

Перевод с английского 

На сайте

Сейчас 60 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Путешествие в Иран

Иран - Ваш бизнес партнёр

Исламская банковская и страховая система в Иране

Экономика Ирана в 4-х томах

Украина - Иран: познание и доверие - путь к партёрству

 

book iran3

Сайты - партнёры

Связаться с нами

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.